Утверждаю: Директор МБОУСОШ ст. Терской ПРИНЯТО: _____________ Бузоева Л.Н. МБОУ СОШ ст. Терской «____»____________20__ г. на Педагогическом Совете Протокол № 1 от 31.08.2022 г. Согласовано: Председатель УС ___________ Н.В. Хачукаева « ____» ___________20__ г. Образовательная программа (Предшкольная пора) для группы детей, которым предоставляется дополнительная платная образовательная услуга по подготовке детей к школе на базе МБОУ СОШ станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания 2022-2023 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Предшкольная пора» предназначена для подготовки к школе детей, которые не посещали (не посещают) дошкольное учреждение. Эта позиция определяет две важнейшие цели данной комплексной программы: социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. В Постановлении Правительства Р Ф (октябрь 2001 г.) «Концепции модернизации российского образования за период до 2010 г.» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей у обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Актуальность разработки данной программы: необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми); разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению); возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему). При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием: сохранение и укрепление здоровья детей; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися. Цели программы: 1.Воспитывать и развивать у каждого ребёнка: положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность; самостоятельность. 2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика. 3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ; 4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию ребенка. 5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи. 6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, содействие художественному эстетическому развитию детей. 7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению. Занятия по программе «Предшкольная пора» способствуют формированию: направленного внимания; интереса к чтению; познавательного и коммуникативного мотива; воспитывают: любовь и уважение к родителям; интерес к изучению окружающей среды; наблюдательность; доброжелательное отношение к окружающим; желание помогать другим; обучает: правилам личной гигиены; приёмам самообслуживания; работе с простейшими инструментами; приёмам проведения опытов и экспериментов; укрепляет: чувство уверенности в своих силах; чувство собственного достоинства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) «Стратегия Р Ф в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образования вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с пяти (пяти с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач: организация процесса обучения, воспитание и развитие детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; помочь детям вжиться в позицию школьника; содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе. формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности; обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение; развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми); формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-праздник; занятие-спектакль; занятие-конкурс; занятие-экскурсия; занятие-соревнование Основные принципы работы: Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; Комплексный подход при разработке занятий, Вариативность содержания и форм проведения занятий; Систематичность и последовательность занятий; Наглядность. учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания; учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития; обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром; обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии; развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы «Предшкольная пора». Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. 3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 5. Участвовать в паре. Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5- 6 лет должен прежде всего определятся тем, что они - дошкольники, т. е. только готовятся к систематическому обучению. Организация обучения на этапе предшкольного образования Продолжительность обучения: 33 недели (с 1 сентября по июнь, с учетом каникул недельных в ноябре, двухнедельных в январе и недельных в феврале и марте). Режим занятий: 5 дней в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятия - не более 30 минут, перерыв м/у занятиями – не менее 10 минут. Между вторым и третьим занятием игровой час. Содержание программы Программа «Предшкольная пора» построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошколь- ников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. «Ознакомление с окружающим миром и художественной литературой» 66 часов Предметный мир Наблюдать основные свойства разных предметов, их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.) Объединять предметы в труппы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?».) На основе наблюдений определять основные (радугу) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/ меньше, один много), пересчитывать предметы в пределах 1 О, прибавлять и отнимать по одному предмету. В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо/ налево, сзади/ впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.). Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз - шар; окно - прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина). Природа Наблюдать и называть явления природы и деятельности людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные. В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторым насекомым (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц, (диких и домашних, пресмыкающихся (ящерица, черепаха), описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (кА ест, отдыхает и т. п.) Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Общество Знать название родного города, страны, столицы. Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. К концу обучения дошкольники должны: Знать: назначение предметов быта; значение слов «вчера», «сегодня», «завтра»; названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона; название родного города, страны, столицы. Уметь: давать краткую характеристику некоторых насекомых, земноводных, зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения. Сравнивать и описывать: деревья хвойные и лиственные; различные живые объекты природы (растения, животных); ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету. «Развитие первоначальных арифметических и геометрических представлений, логического мышления» 132 часа В процессе практической деятельности с предметами устанавливать между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/ меньше», «больше/ меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство ) предметов (+!,-!). Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный сет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 - это 2 и 1» или «3 - это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (О - 9) и пользоваться ими для определения числа. Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей, В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величиною одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства. Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков - рисунков, знаковсимволов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. К концу обучения дошкольники должны: Знать: Числовой ряд (1-10), прямой и обратный сет в пределах 10. Формулировать результаты сравнения: «столько же», «больше -меньше»,; величины. Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа. Уметь: Устанавливать различные связи между элементами двух множеств (без пересчитывания). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величиною одному из параметров ( длина, высота, толщина). Считать предметы в пределах 10, используя карточки, составлять и считать числовые равенства и неравенства. Определять значение рисунковсимволов, знаков- символов, пиктограмм, цифр, букв, геометрических фигур. Решать учебные и практические задачи: В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3-это 2 и 1»); подбирать множество к числу ми число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций. Обдумывать действия в процессе своей работы. «Развитие речи и подготовка к освоению русской грамоты» 132 часа В процессе общения обогащать активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? ИЗ чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.). Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны). Составлять рассказ по серии картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу. Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме - плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам - пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»). Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я - бабочка», «Я - муравей», «Я - лисичка» и т. п.). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок. В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим" знаком - заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости - мягкости. Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех - пяти звуков (в процессе моделирования). Различать и обозначать соответствующим знаком - заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. К концу обучения дошкольники должны: Знать: характеризующие качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.); гласные, твердые и мягкие согласные звуки; звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова. Уметь: Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например:«Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»). Решать учебные и практические задачи: Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом. Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования). «Учимся рисовать» (рисование, аппликация, лепка) 66 часа Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве. Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. С помощью рисования копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. Знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветочные сочетания). Изображать человека и животных в статике и динамике. Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт). К концу обучения дошкольники должны: Знать, уметь: - использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве. - анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. - сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. - ориентироваться в пространстве листа. - копировать и создавать различные контуры и изображения, выполнять разнообразные виды штриховки. - знакомиться с графическими и живописными средствами художественной выразительности (линия, штрих, пятно, мазок, цвет, цветочные сочетания). - изображать человека и животных в статике и динамике. - иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт). «Музыка, музыкально-ритмические занятия» 33 часа Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления. Задачи: организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.). К концу обучения дошкольники должны знать : -мелодию государственного гимна, знать, что во время его исполнения надо вставать; творчество разных композиторов; -произведения разного жанра; -части произведений. уметь: -эмоционально откликаться на выражение в музыкальных произведениях чувства настроения; -петь выразительно, правильно передавая мелодию; -петь индивидуально и коллективно ; -выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки; -выполнять танцевальные движения. «Физическая культура» Программа по физической культуре имеет спортивно-оздоровительную направленность. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов (социально-экономических, демографиче- ских, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Задачи Оздоровительные 1. содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма; 2. формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку. Развивающие 3. формировать правильные двигательные умения и навыки, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других; 4. содействовать развитию пространственных ориентировок; 5. способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости. Воспитательные 6. вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности; 7. воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности; формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности. К концу учебного года дети должны уметь: построение в колонну по одному; выполнять построение в шеренгу по одному; метать мяч на дальность; ловить мяч после отскока от пола; работать в коллективе; правильно бегать, прыгать. «Ознакомление с окружающим миром и художественной литературой» Календарно-тематический план 66 часов № занятия 1 Тема занятия Экскурсия по школе. 2 Мир вокруг нас. 3 Времена года. Осень в природе. 4 Растения. Их значения в жизни человека. 5 Фрукты и овощи. 6 Съедобные и ядовитые растения. 7 Мир животных. 8 9 Дикие животные. Правила поведения в природе. Птицы. 10 Осенние изменения в растительном Дата 11 12 и животном мире. Осенние изменения в жизни птиц и насекомых. Труд людей в природе. 13 Как люди приспосабливаются к холоду. 14 Россия - наша Родина. Столица России. 15 Великие и малые города и села России. 16 Наше село. 17 Транспорт. 18 Правила поведения в транспорте. 19 Правила поведения на улицах и дорогах. 20 21 Правила вежливости. Учимся выражать свои эмоции. Режим дня. 22 Труд взрослых. 23 24 Труд взрослых. Почта. 25 Зима в природе. Зимние месяцы. 26 Снег. Свойства снега. 27 Животные холодных и жарких стран. 28 Растения холодных и жарких стран. 29 Зимние явления в природе. 30 Наблюдение за погодой. 31 Как помочь птицам зимой? 32 Новый год. 33 Наблюдение за деревьями. 34 Значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентировка и перемещение в пространстве (направо, налево, сзади, впереди, за, под, перед, в центр и др.). Определение форм предметов (ис- 35 36 37 пользуя геометрические фигуры как эталон арбуз-шар и др.). Мир сказок. 38 Стройка. 39 Игры и их виды. 40 Бытовая техника. 41 Лес и мир животных. 42 Вода в природе. Моря и океаны. 43 Уроки Айболита. 44 Защитники Отечества. 45 Дорожная азбука. 46 Весна. Весенние изменения в жизни растений. Весенние изменения в жизни животных и птиц. 47 48 Обобщение «Времена года». 49 Праздник бабушек и мам. 50 Цветы. 51 Береги растения и животных. 52 Счет времени. Часы. 53 Изобретения и приборы. 54 Космос. 55 Домашние животные. 56 Растения сада. 57 Экология. 58 Человек. 59 Моя семья. 60 Планета Земля. Ее уникальность. 61 62 Рассматривание картины А. Саврасов «Грачи прилетели». Хлеб- всему голова. 63 Труд людей в природе. 64 Экскурсия на огород. 65 Скоро в школу. 66 Здравствуй, лето! «Развитие первоначальных арифметических и геометрических представлений, логического мышления» 132 часа Календарно-тематический план № занятия 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10-14 15-17 18-20 21-23 24-25 26 27-28 29 30-31 32-33 34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 Тема занятия Большой, маленький. Длинный, короткий. Толстый, тонкий. Пространственные отношения: на, над, под. Пространственные отношения: справа, слева, вверху, внизу. Пространственные отношения: между, посередине. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. (цвет, форма, материал, назначение и т.д.) Сравнение групп предметов. Понятия «равенство», «неравенство». Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале), как объединении групп предметов. Знакомство со знаком «+». Вычитание. Представление о вычитании, как об удалении из группы предметов ее части. Знакомство со знаком «-». Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 1. Цифра 1. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Число 1. Цифра 1. Число 2 и цифра 2. Пара. Представление о точке и линии. Число 2 и цифра 2. Представление о точке и луче. Число 3 и цифра 3. Представление о замкнутых и незамкнутых линиях. Число 3 и цифра 3. Представление о ломаной линии и многоугольнике (квадрат, прямоугольник, треугольник). Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов и цифр. Число 4 и цифра 4. Представление об углах и видах углов. Числа и цифры 1-4. Соотнесение количества предметов и цифр. Представление о числовом отрезке. Число 5 и цифра 5. Число 5 и цифра 5. Сложение чисел из двух меньших. Логическая задача. Пространственные отношения: впереди, сзади. Закреплять знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Знаки «+», «=»; логическая задача. Больше – меньше. Раньше – позже. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. Знаки «<»,«>». Кол-во занятий 1 1 1 2 2 2 5 3 3 3 2 1 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Дата 57-58 59-62 63-64 65-66 67-69 70-72 73-76 77-78 79-82 83-84 85-86 87-90 91-92 93-94 95-96 97-98 99-100 101-102 103-104 105-106 107-108 109-110 111-112 113-114 115-116 Повторение. Числа и цифры 1-5; независимость числа от величины предметов. Сложение числа «5» из двух меньших. Пространственные отношения: «длиннее», «короче», сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Число и цифра 6. Соотнесение количества предметов и цифр. Логическая задача. Временные отношения: раньше, позже. Число и цифра 7. Пространственные отношения: «тяжелее», «легче», сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Число и цифра 8. Сложение чисел из двух меньших. Логическая задача. Представление об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. Число и цифра 9. «Предыдущее», «последующее» число числу 9. Ориентировка во времени- дни недели. 2 Представление о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка- маленькая клетка). Число 0 и цифра 0. Число 10. Представления сложения и вычитания в пределах 10 на наглядной основе. Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Решение логической задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Времена года. Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени - части суток. Логическая задача. Учись думать, конструировать.«Танграм». Порядковый счёт, сравнение смежных чисел. Квадрат. Логическая задача. Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, ориентировка во времени. Работа со счетными палочками ,квадрат, прямоугольник. Решение математической загадки. Состав числа из двух меньших. Ориентировка на месте. Овал, круг, треугольник. Решение логической задачи на установление закономерностей. «Учись запоминать» - упражнения на внимание. Решение математической загадки. Состав числа из двух меньших. Логическая задача на установление закономерностей. Геометрический материал: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Порядковый счёт. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве. Порядковый счёт. Сложение числа из двух меньших. Логиче- 2 4 2 2 3 3 4 2 4 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ская задача. 117-118 119-120 121-122 123-124 125-126 127 128 129 130 131 132 Развитие воображения. Треугольник, круг, трапеция, симметрические изображения предметов из счётных палочек. Решение задач, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов. Стихи о цифрах от 1 до 10. 2 Решение примеров, счет по названному числу, логическая задача, ориентировка во времени. Счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры. Решение арифметических задач, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку. Знаки «+», «-», величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой. Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры. Задачи – шутки, ориентировка во времени, решение примеров, математические загадки. Закрепление пройденного материала. Закрепление пройденного материала. Закрепление пройденного материала. 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 «Развитие речи и подготовка к освоению русской грамоты» Календарно-тематический план 132 часа № п/п Наименование разделов и тем Оборудование Вводимые понятия Кол-во часов 1. 2. Знакомство со звуком [ш] Знакомство со звуком [ж] Учебник, касса букв Учебник, касса букв Звук [ш] Звук [ ж ] 1 1 3. Знакомство со звуками [з],[з] Учебник, касса букв 1 4. Звуки [з],[ж] Мягкий, твердый знак Звук [ з], [ж] Звук [з ], [з ] 1 Звук [ с] [ с] 1 Звук [л ] [л ] 1 Звук [л ] [л ] Звук [м ] [м ] 1 1 Звук [к ],[к] 1 Звук [ п] [ п] 1 Звук [в ] [в ] 1 Звук [г],[г] 1 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Учебник, касса букв, карточки Повторение изученного материала Учебник, касса букв, по теме : «Звуки [з],[з]» карточки Знакомство со звуками [с],[с] Учебник, касса букв, карточки Знакомство со звуками [л],[л] Учебник, касса букв, картинки Звуки [л],[л] Учебник, касса букв Знакомство со звуками [м],[м] Учебник, касса букв, картинки Знакомство со звуками [к],[к], с Учебник, касса букв, каих цветовым обозначением рандаши Знакомство со звуками [п], [п], с Учебник, касса букв, каих цветовым обозначением рандаши Знакомство со звуками [в],[в], с их Учебник, касса букв, кацветовым обозначением рандаши Знакомство со звуками [г],[г] Учебник, касса букв, карточки 1 14. Учебник, «Айболит» К. Чуковский 17. Художественные произведения. Придумывание продолжения к сказке Первый звук в словах к картинкам Знакомство с гласными звуками [а],[у] Звуковой анализ слов рак и жук 18. Звуковой анализ слов лук и дом Учебник, касса букв, касса букв, карточки 19. Звуковой анализ слова сыр Учебник, касса букв, карточки, карандаши 20. Звуковой анализ слов кит и мир Учебник, касса букв, карточки, картинки 21. Звуковой анализ слов мел и меч Учебник, касса букв, карточки 22. Учебник, касса букв, схема слова 23. Звуковой анализ слова лес: чтение слова по схеме с выделением каждого звука «Волшебные» гласные звуки 24. Звуковой анализ слова луна 25. Звуковой анализ слова Нина Учебник, касса букв, карточки 26. Звуковой анализ слова рыба Учебник, касса букв, картинки 27. Звуковой анализ слова рука Учебник, касса букв 28. Звуковой анализ слова утка Учебник, касса букв, схема слова 29. Звуковой анализ слов аист и паук Учебник, касса букв, схемы слов, картинки 30. Звуковой анализ слов лист, игла Учебник, касса букв, схемы слов, картинки 31. Звуковой анализ слов слон, грибы Учебник, касса букв, картинки, схемы слов 32. Звуковой анализ слов йод, юла Учебник, касса букв, схемы слов, картинки 33. Звуковой анализ слова елка 34. Звуковой анализ слов зонт, зон- Учебник, касса букв, схема слова, картинки, карточки Учебник, касса букв, 15. 16. Учебник, касса букв, картинки Учебник, касса букв, карандаш красного цвета Учебник, касса букв, карточки, картинки Учебник, касса букв, карточки Учебник, касса букв, карточки Художественные произведения Звук 1 Гласные звуки [а],[у] Звуковой анализ слов рак и жук Звуковой анализ слов лук и дом Звуковой анализ слова сыр Звуковой анализ слов кит и мир Звуковой анализ слов мел и меч Звуковой анализ слова лес Гласные звуки Звуковой анализ слова луна Звуковой анализ слова Нина Звуковой анализ слова рыба Звуковой анализ слова рука Звуковой анализ слова утка Звуковой анализ слов аист и паук Звуковой анализ слов лист, игла Звуковой анализ слов слон, грибы Звуковой анализ слов йод, юла Звуковой анализ слова елка Звуковой 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тик, лампа схемы слов, картинки 35. Звуковой анализ слов замок и зебра Учебник, касса букв, карточки 36. Звуковой анализ слов бант и Алена Учебник, касса букв, схемы слов 37. Письмо заглавной и строчной буквы А,а Учебник, демонстрационные карточки 38. Звуковой анализ слов мяч, дыня Учебник, касса букв, картинки 39. Заглавная и строчная буквы Я,я Учебник, демонстрационные карточки 40. Соединение схем с рисунком Учебник, схемы слов 41. Звуковой анализ слов клякса, яхта Учебник, касса букв, схемы слов, карточки 42. Звуковой анализ слов мост, Оля Учебник, касса букв, схемы слов, картинки 43. Письмо заглавной и строчной буквы О,о Учебник, демонстрационные карточки 44. Заглавная и строчная буква Е,е Учебник, демонстрационные карточки 45. Гласные звуки в словах 46. Звуковой анализ слова весла Учебник, касса букв, карточки Учебник, касса букв, схемы слов, карточки 47. Звуковой анализ слов елка, стих Учебник, касса букв, схемы слов, картинки 48. Звуковой анализ слов жук, гусь Учебник, касса букв 49. Звуковой анализ слова утка Учебник, касса букв, схема слова 50. Заглавная и строчная буквы У,у. Звуковой анализ слов лук, люк 51. Письмо и подбор гласных букв (У или Ю) в схемах 52. Звуковой анализ слов юла, юнга. Заглавная и строчная буквы Ю,ю 53. 54. Нахождение слов по моделям Звуковой анализ слов эхо, экран Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, модели слов Учебник, касса букв, картинки анализ слов зонт, зонтик, лампа Звуковой анализ слов замок и зебра Звуковой анализ слов бант и Алена Строчная и заглавная буквы Звуковой анализ слов мяч, дыня Заглавная и строчная буквы Я,я Схема- рисунок Звуковой анализ слов клякса, яхта Звуковой анализ слов мост, Оля Звуковой анализ слова кот Соединение схем с рисунком Гласные звуки 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Звуковой анализ слова весла Звуковой анализ слов елка, стих Звуковой анализ слов жук, гусь Звуковой анализ слова утка Звуковой анализ слов лук, люк Буква У,Ю 1 Звуковой анализ слов юла, юнга Модель слова Звуковой анализ слов 1 1 1 1 1 1 1 1 55. Звуковой анализ слова Эмма. Заглавная и строчная буквы Э,э 56. Звуковой анализ слов лента, зебра, белка 57. Звуковой анализ слова ели Учебник, касса букв, схема слова 58. Заглавная и строчная буквы Е,е 59. Звуковой анализ слов дым, крыша Учебник, демонстрационные карточки, картинки Учебник, касса букв, картинки 60. Строчная буква ы 61. Звуковой анализ слов игла, гуси 62. Звуковой анализ слов грибы, мишка Учебник, касса букв, картинки 63. Заглавная и строчная буквы И,и Учебник, демонстрационные карточки 64. Нахождение слов соответствующих схеме Звуковой анализ слов лук, кот Учебник, схемы слов, картинки Учебник, касса букв, картинки 66. Звуковой анализ слов дом, Катюша Учебник, касса букв, картинки 67. Звуковой анализ слова василек Учебник, касса букв, картинки, карточки 68. Звуковой анализ слов мел, замок Учебник, касса букв, схемы слов 69. Звуковой анализ слов мышка, рыба, рыбак Учебник, касса букв, схемы слов 70. Звуковой анализ слова рука Учебник, касса букв, схема слова 71. Звуковой анализ слов мак, мяч 72. Заглавная и строчная буквы М,м Учебник, касса букв,схемы слов, карточки Учебник, демонстрационные карточки 73. Работа со схемами слов (мед, мед- 65. Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, касса букв, схемы слов Учебник, демонстрационные карточки, картинки Учебник, касса букв, схема слов Учебник, касса букв эхо, экран Звуковой анализ слова Эмма Звуковой анализ слов лента, зебра, белка Звуковой анализ слова ели Заглавная и строчная буква Е,е Звуковой анализ слов дым, крыша 1 1 1 1 1 Строчная буква ы 1 Звуковой анализ слов игла, гуси Звуковой анализ слов грибы, мишка Заглавная и строчная буквы И,и Цепочка слов 1 Звуковой анализ слов лук, кот Звуковой анализ слов дом, Катюша Звуковой анализ слова василек Звуковой анализ слов мел, замок Звуковой анализ слов мышка, рыба, рыбак Звуковой анализ слова рука Звуковой анализ слов мак, мяч Заглавная и строчная буквы М,м Гласные и со- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 74. ведь, мышка,…) Знакомство с буквой Н,н. Звуковой анализ слов ноты, нитки 75. Письмо заглавной и строчной буквы Н,н. Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, демонстрационные карточки 76. Письмо заглавной и строчной буквы М,м Учебник, демонстрационные карточки 77. Знакомство с буквой Р,р. Звуковой анализ слов рыба и река 78. Письмо заглавной и строчной буквы Р,р Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, демонстрационные карточки 79. Чтение предложений, определяя ударный гласный звук Знакомство с буквой Л,л. Звуковой анализ слов лук, лист Учебник, карточки, картинки Учебник, касса букв, схемы слов 81. Письмо заглавной и строчной буквы Л,л Учебник, демонстрационные карточки 82. Чтение небольших рассказов, называя незнакомые буквы по картинкам Звуковой анализ слова майка. Знакомство с буквой Й,й. Письмо заглавной и строчной буквы Й,й Чтение местоимений, подбирая к ним соответствующие картинки. Знакомство с буквой Г,г. Звуковой анализ слов гуси, гиря Учебник, карточки 86. Письмо заглавной и строчной буквы Г,г Учебник, демонстрационные карточки 87. Письмо заглавной и строчной буквы Г,г. Чтение предложений 88. Знакомство с буквой К,к. Звуковой анализ слова кубики 89. Письмо заглавной и строчной буквы К,к. Чтение предложений, нахождение соответствующих картинок Звуковой анализ слов зонт, корзина. Знакомство с буквой З,з Учебник, демонстрационные карточки, картинки Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, демонстрационные карточки Учебник, карточки 80. 83. 84. 85. 90. 91. 92. Письмо заглавной и строчной буквы З,з 93. Изменение слов с помощью схемы букв Называние слов со звуком [з]. Чтение предложений. 94. гласные звуки Звуковой анализ слов ноты, нитки Заглавная и строчная буква Н,н Заглавная и строчная буква М,м Звуковой анализ слов рыба и река Заглавная и строчная буква Р Предложение 1 1 1 1 1 1 Звуковой анализ слов лук, лист Заглавная и строчная буква Л Рассказ 1 Звуковой анализ слова майка Местоимение 1 Звуковой анализ слов гуси, гиря Заглавная и строчная буква Г Буква Г 1 Звуковой анализ слова кубики Ударение 1 Предложение 1 Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, демонстрационные карточки, картинки Учебник, схемы Звуковой анализ слов зонт, корзина Заглавная и строчная буква З,з Схема букв 1 Учебник, картинки Предложение 1 Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, карточки, картинки Учебник, касса букв, схемы слов 1 1 1 1 1 1 1 1 95. 96. 97. 98. Звуковой анализ слов слон, лоси. Знакомство с буквой С,с. Письмо заглавной и строчной буквы С,с Чтение слов со звуком [с,с]. Чтение рассказа «Саня и Соня» Звуковой анализ слов дыня, дятел. Знакомство с буквой Д,д. Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, картинки Учебник, Учебник, касса букв Звуковой анализ слов слон, лоси Схема Рассказ Звуковой анализ слов дыня, дятел. Ударение Словосочетание Твердый и мягкий звук [д] Звуковой анализ слова утята Буквы Д,д 1 Учебник, демонстрационные карточки Звук [т], [т] 1 Учебник, карточки, картинки Учебник, демонстрационный материал Ударение 1 Звуковой анализ слов бусы, белка. Предложение 1 Твердый и мягкий звук [б] Звуковой анализ слов парус, пила. Буквы П,п 1 Учебник, касса букв Схема 1 Учебник, демонстрационные карточки, картинки Учебник, карточки Учебник, картинки, демонстрационные карточки Учебник, касса букв Звуковой анализ слов волк, вилка Рассказ Текст 1 Звуковой анализ слов флаги, филин Слова с твердым и мягким звуком [ф] Звуковой анализ слова пень Ъ и ь знаки Звуковой анализ слова 1 99. Чтение слов со звуком [д,д]. 100. Словосочетание. Письмо заглавной и строчной буквы Д,д. 101. Чтение рассказов. Называние слов с твердым и мягким звуком [д]. 102. Звуковой анализ слова утята. Знакомство с буквой Т,т Учебник, карточки Учебник, демонстрационные карточки Учебник,картинки 103. Нахождение и подчеркивание буквы Д,д в словах 104. Письмо заглавной и строчной буквы Т,т. Называние слов со звуком [т]. 105. Чтение слов и определение в них ударений 106. Звуковой анализ слов бусы, белка. Письмо заглавной и строчной буквы Б,б 107. Чтение предложений «Кто это сказал?» 108. Называние слов с мягким и твердым звуком [б]. Учебник, карандаш 109. Звуковой анализ слов парус, пила. Письмо заглавной и строчной буквы П,п Чтение предложений. Подчеркивание буквы П,п в предложениях 110. Чтение слов красный, скорый, морской, болтливый,… 111. Звуковой анализ слов волк, вилка. Знакомство с буквой В,в. Письмо заглавной и строчной буквы В,в 112. Чтение рассказа «Одна буква» 113. Буква В,в. Нахождение ее в тексте. Учебник, демонстрационные карточки, картинки 114. Звуковой анализ слов флаги, филин. Знакомство буквой Ф,ф. Учебник, схема слова Учебник, Учебник, карточки, картинки 115. Называние слов с твердым и мягким звуком [ф]. Учебник, карточки, картинки 116. Звуковой анализ слова пень. Знакомство с ь. Письмо строчной буквы ь 117. Слова с ъ и ь 118. Звуковой анализ слова жук. Письмо заглавной и строчной Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, карточки Учебник, касса букв, демонстрационные кар- 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 119. 120. 121. 122. буквы Ж,ж Слова со звуком [ж]. Звуковой анализ слова шмель. Знакомство с буквой Ш,ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш Придумывание слов со звуком [ш]. Определение недостающей буквы в словах Звуковой анализ слова чижик. Знакомство с буквой Ч,ч точки Учебник, касса букв, карточки жук Звук [ж] Звуковой анализ слова шмель. Учебник, касса букв Звук [ш] 1 Учебник, карточки Ж или Ш 1 Учебник, демонстрационные карточки Звуковой анализ слова чижик. Заглавная и строчная буква Ч,ч Звук [ч] 1 Строчная и заглавная буква Щ,щ Множественное число имен существительных Звуковой анализ слов муха, мухи. Заглавная и строчная буква Ц,ц Птенцы 1 Усатый- полосатый Ъ и Ь знаки 1 Подъемный кран 1 123. Письмо заглавной и строчной буквы Ч,ч Учебник, демонстрационные карточки 124. Подбор слов со звуком [ч] Учебник, карточки, картинки Учебник, демонстрационные карточки 125. Знакомство с буквой Щ,щ. Письмо строчной и заглавной буквы Щ,щ 126. Чтение слов, расстановка ударения Чтение рассказа, стихотворения Учебник, картинки, карточки 127. Звуковой анализ слов муха, мухи. Знакомство с буквой Х,х. Письмо заглавной и строчной буквы Х,х. 128. Знакомство с буквой Ц,ц. Письмо строчной и заглавной буквы Ц,ц Учебник, касса букв, демонстрационные карточки Учебник, демонстрационные карточки 129. Чтение слов, вписывание соответствующих букв в пустые клетки 130. Повторение изученного материала по теме : «Чтение слов», 131. Знакомство с буквами ъ и ь. Чтение слов и подчеркивание в них букв ъ и ь. 132. Повторение изученного материала по теме : «Чтение рассказов, стихотворений» Учебник, карандаш, карточки Учебник, карточки Учебник, демонстрационные карточки Учебник, карточки, картинки 1 1 1 1 1 1 1 1 «Учимся рисовать» Календарно - тематическое планирование по рисованию, аппликации (33 часа) Дата № Тема занятия занятия 1 «Угадай, что это?» Программное содержание Примечания Познакомить с правилами работы ножницами. Развивать воображение, уметь вырезывать из бумаги овальные формы, разные по величине, составлять несложную композицию (грибы, бабочки, Загадки, картинки. 2 «Огурцы и помидоры на блюде» 3 «Ветка с осенними листьями». 4 «Осенний ковер» 5 «Натюрморт» (ваза или кувшин, рядом яблоко или груша) Коллективная аппликация «Хоровод матрешек» 6 7 «Чем нам нравится осень?» 8 «Наш любимый мишка» 9 Коллективная аппликация. «Рыбки в аквариуме» 10 «Сделаем избушка, в которой жил кот и петух» 11 «Кукла в красивом платье» 12 «Укрась красиво блюдечко» жучки и т. д) Закреплять умения вырезывать предметы овальной формы. Учить детей из бумаги, сложенной вдвое, вырезывать симметричные формы, красиво располагая их, развивать эстетическое восприятие. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать умения красиво подбирать цвета. Учить составлять композицию (натюрморт) из 2-3 предметов. Развивать эстетическое восприятие, умение вырезывать из бумаги , сложенной в несколько раз, силуэт матрешки, цветы для сарафана. Развивать у детей самостоятельность, умение выбирать сюжет, передавая характерные особенности осени. Учить создавать изображение любимой игрушки из частей. Закреплять умения вырезывать части округлой формы. Учить детей силуэтному вырезыванию на глаз простых по форме предметов. Блюдо с овощами. Осенняя ветка березы. Ваза, яблоко или груша. Игрушка – матрешка. Игрушка. Картинки, фотографии, игрушки, загадки. Сказка «Кот, петух и лиса» Развивать воображение, уметь вырезывать избушку из частей, по желанию дополнить работу елочками, вырезанными из бумаги сложенной вдвое. Учит изображать фигуру Кукла. человека, передавать форму одежды, тела (платье, голова, руки, ноги), их расположение, относительную величину. Закреплять приемы вырезывания по косой, по кругу. Учить составлять декораРасписное тивную композицию на блюдо. круге: симметрично располагая элементы узора в середине. В центре. По краям. 13 Коллективная аппликация. «Птицы на ветках» 14 «Пригласительный билет на елку» («Поздравительная открытка» «Украсим комнату к празднику елки» 15-6 17-18 Коллективная аппликация. «Петрушка на елке» 19-20 «Книжка в подарок» Учить передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезывая по частям из цветной бумаги). Учит красиво располагать на листе, находить место в коллективной работе. Учить детей вырезывать из цв. Бумаги елочные игрушки, составлять из них композицию. Приобщать детей к коллективной работе, выполняя общую композицию в аппликации: вырезывание снежинок, звездочек, изготовления гирлянд. Учить детей создавать изображение из бумаги. Закреплять умения вырезывания из бумаги сложенной вдвое. Из цв. бумаги вырезать игрушки, наклеить, сделать из аппликативных работ книжку. Упражнять детей в вырезывании человека, частей костюма, рук, ног, головы. Учит передавать простейшие движения фигуры человека . Закреплять умения симметричные части вырезывать из бумаги, сложенной вдвое (брюки). Закреплять полученные ранее навыки вырезывания и наклеивания. 21 «Матрос с сигнальными флажками» 22 «Плывет кораблик» 23 «Зимушка- зима» Учить создавать картины зимней природы, развивать творчество. Фантазию. 24 «Красивые цветы» 25 «Весенний ковер» 26 «Сказочные цветы в сказочном лесу» Учит подбирать оттенки одного цвета, составлять композицию. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Формировать у детей умение создавать композицию по собственному замыслу. Развивать чувство композиции. Цвета, воображение. Упражнять детей в вырезывании симметричных пред- Новогодние открытки. Картинки. Книжки- игрушки Загадка. Картинки, иллюстрации из книг. Репродукции к картинам с зимнем пейзажем. Открытки, картинки с букетами цветов. Иллюстрации к сказкам. 27 «Полет на Луну» 28 «Вырежи и наклей что хочешь» 29-30 Коллективная аппликация. «Мы вокруг березки встанем в хоровод» 31 «Жираф» 32 «Цветущая весна» 33 «Белка под елью» метов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать фантазию. Учить передавать форму ракеты, вырезывать фигурку людей в скафандре из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство композиции, света. Закреплять умение создавать изображение в аппликации, используя разнообразные приемы вырезывания. Развивать воображение, творчество. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, выполнять фигурки из бумаги, сложенной вдвое, украшать их узорами. Воспитывать у детей интерес развивать замысел. Уметь подбирать цвета бумаги для создания образа животного. Использовать разные приемы (вырезывания, обрывания). Создавать у детей эмоциональный отклик к явлениям природы, передавая свое отношение средствами изобразительной деятельности. Учить детей составлять композиции по мотивам сказки. Развивать умения вырезывать предметы, используя разные приемы. Стихи о березке. Картинки с животными теплых стран. Загадки. Стихи, песни о весне. «Сказка о царе Салтане» (отрывок) Календарно - тематическое планирование учебного материала по лепке (33 часа) Дата № занятия 1 Тема занятия «Все из пластилина» 2 «Фрукты» Программное содержание Обучение приемам работы с пластилином. Обучение выполнению самомассажа кистей и пальцев рук. Развитие творческого мышления, фантазии. Учить передавать форму и характерные особенности фруктов при лепки с натуры, используя приемы: оттягивания, сглаживания и др.. Уточнить Примечания Беседа о лете. Картинки фруктов или муляжи. знания форм: шар, цилиндр. 3 «Вишенки на ветке». Лепка с природным материалом. «Корзинка с грибами» 4 «Собираем урожай» 5 Объемные игрушки из природных материалов. «Ежик». Игрушки из объемных природных материалов. «Птичка» «Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено» 6 7 8 Лепка по замыслу. 9 «Петушок с семьей». Коллективная работа. 10 «Вылепи свою любимую игрушку» 11 Аппликация из пластилина. «Ветка рябины» 1213 Пластилиновая мозаика. «Мишка с воздушным шаром» 1415 Ознакомление с дымковской игрушкой. «Дымковские барышни» 16 «Дед Мороз и Снегурочка». Упражнять в передаче формы разных грибов, используя различные приемы лепки. Уточнить знания формы (диск). Учить передавать характерные особенности овощей: форму, цвет. Учить детей создавать сказочный образ, лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение. Развивать воображение. Учить задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Воплощать замысел, доводить до конца. Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку. Добиваться больной точности в передаче основной формы, характерных деталей. Учить детей создавать образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки. Учить детей задумывать содержание работы, намечать последовательность и способы изображения. Учит детей намечать последовательность исполнения работы. Воспитывать творческое отношение к работе, умение доводить начатое дело до конца. Учить лепить по мотивам народной игрушки. Лепить полые формы (юбка), соблюдать пропорции фигуры. Учить передавать в лепке образ Деда Мороза. Закреплять умения лепить Сосновые иголки. Картинки. Муляжи грибов. Готовую лепку уложить в корзины, машины. Семечки, крупа, еловые иголки. Шишки. Сказка «Три медведя» Игрушки . Ветка рябины, картинка. Трафарет. Дымковские игрушки. Игрушка Деда Мороза. 17 Лепка фигуры человека в движении. «Девочка пляшет» 18 Лепка по замыслу. 19 «Птица» 20 «Фигурка животного». Лепка с натуры. 21 Пластилиновая мозаика. Лепка по замыслу. 22 «Петух» 23 «Декоративная пластина». 24 Лепка по сказке «Кот, петух и лиса». Коллективная работа. 25 Лепка игрушек из бросового материала. 26 «Чайная посуда» 27 «Ваза (кувшин) для цветов» 28 «Животные жарких стран» полую форму (шубу). Использовать приемы прощипывания, оттягивания. Учит лепить фигуру в движении , передавая относительную величину частей фигуры и их положение при движении. Учить задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Воплощать замысел, доводить до конца. Закреплять умение лепить из целого куска по мотивам народных игрушек. Развивать эстетическое восприятие. Закрепить умения лепить из целого куска, правильно передавая пропорции тела. Развивать воображение, умение придумывать содержание своей работы, упражнять в самостоятельном применении полученных знаний. Учить передавать характер дымковской игрушки: овальное туловище, изогнутый с волнистыми краями хвост и т. д. Учить детей создавать декоративные пластины: наносить пластилин тонким слоем на доску или картон, разглаживать, затем стеком рисовать узор, накладывать пластилин в соответствии с рисунком. Закреплять умение передавать сюжет сказки, передавая характерные особенности персонажам. Учить проявлять творчество, фантазию. Закреплять приемы лепки. Учить передавать форму посуды, стекой наносить рельефный узор на поверхности предмета. Закреплять умения самостоятельно передавать форму вазы, наносить стекой узор на поверхности формы. Учить детей определять содержание своей работы. Скульптура, иллюстрации. Народные игрушки. Игрушка животного. Дымковский петух или другая красивая птица. Декоративные изделия из глины. Сказка «Кот, петух и лиса» Образцы игрушек. Чайная посуда. Ваза. Картинки, фотографии жи- 29 «Чебурашка» 30 «Чего на свете не бывает». «Учимся лепить сказочных птиц» 31 32 Лепка с натуры. «Черепаха (другое животное)» 33 Лепка по замыслу. Развивать у детей наблюдательность, закреплять приемы лепки. Создавать у детей эмоциональное отношение к добрым персонажам, используя знакомые приемы лепки. Развивать фантазию, творчество, воображение. Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать способ лепки. Учить детей лепить животных с натуры. Закреплять умения применять знакомые приемы лепки. Развивать у детей воображение, умение передавать в лепке свой замысел. вотных теплых стран Иллюстрация из книги. Иллюстрации из сказок. Животное. «Музыка, музыкально-ритмические занятия» Календарно-тематический план 33 часа № п/п Наименование разделов и тем Оборудование Вводимые понятия Кол-во часов «Марш» Э.Парлова Вивальди. Времена года: осень 1 1 «В гостях у сказочных героев» Сказочные герои 2 Вивальди. Времена года: осень Вивальди. Времена года: осень 3 Детский музыкальный фольклор в играх. Фольклор Музыкальный центр, картинки 1 4-5 Нам нравится двигаться Танец 2 6 «Веселое поздравление» 7 «Веселое поздравление» Музыкальный праздник для тех кто родился осенью. Осень в музыке Музыкальный центр, картинки Музыкальный центр Песни 1 8 Музыка П.И.Чайковского 1 9 10 11 Музыка осени П.Чайковский «Октябрь» Первый снег Песни бывают разные Музыка П.И.Чайковского П.Чайковский «Октябрь» Снег Песня 12 Заплясали наши ножки 13 Весело-грустно Композитор. Интонации. Звуки короткие и длинные, ритмический рисунок. Музыка П.И.Чайковского Настроение, интонация Музыкальный центр Колыбельные песни Песня «Серенькая кошечка » Хороводный шаг Песня «Лесенка» Мелодия 1 1 1 1 1 1 1 14 15 Что делают в домике? Хороводные пляски «Елка новогодняя » Музыкальный центр Мелодия Движение «Лодочка » Сказочный персонаж 1 1 16 Наши друзья - сказочные персонажи Сказочные герои 1718 18 Мы танцы разные умеем танцевать Что мы делаем – покажем Я.Степанова «Колыбельная » Музыка «Поезд» Попевка 2 Попевка 1 19 20 Прогулка Громкий и тихий марш Музыкальный центр Песня «Серенькая кошечка » Пьеса Марш 1 1 21 Громче-тише Песня 1 22 Мы умеем маршировать и танцевать Н.Ладухина «Маленькая песня » Музыкальный центр Марш, танец 1 23 Музыкальный букварь Характер музыки 1 24 Проснулся лес… Случается много чудес Свободные движения «Союбачка » М.Раухвергера, Н.Комиссаровой Е.Шаламова «Бабочка » Музыкальные инструменты В.Косенко «Дождик » В.Витлин «Игра » В.Витлин «Игра » Мяч Песня 1 Музыкальные инструменты Хоровод Флейта 2 Пьеса 1 Пьеса 1 3 2526 27 28 29 30 3133 Вот так мы умеем Мячик может с нами кружиться и танцевать Есть у солнышка друзья Наш веселый звонкий мяч Резерв Календарно тематический план по физической культуре 33 часа № Наименование разделов и тем Кол-во часов Легкая атлетика. 1 Корригирующая гимнастика для мышц стопы, работа с мячами. Подвижная игра «Поймай мяч». 2 Метание мяча. Подвижная игра «Найди свое место». 2 2 Основные виды движений (равновесие, прыжки, бег). Подвижная игра «Угадай, чей голосок?» 3 2 1 1 1 4 5 Развитие ловкости, прыгучести. Подвижная игра «Удочка». Корригирующая гимнастика. Подвижная игра «День и ночь». 2 2 6 Развитие выносливости, ловкости, координации в упражнениях с мячом. Подвижная игра «Поймай мяч». 2 7 Развитие выносливости. Корригирующая гимнастика для мышц стопы. Подвижная игра «Шмель». 2 Гимнастика. 8 9 10 11 12 Упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения с мячами. 2 Закрепить навык приземления на полусогнутые ноги при спрыгивании. Корригирующая гимнастика. 2 Прыжки, спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги. Упражнения с мячами. Подвижная игра Удочка». 2 Развитие координации движений при метании мяча в цель. Подвижная игра «Мяч водящему». 2 Отработать навык ходьбы с высоким подниманием бедра. Упражнения с мячом на скамейке. Подвижная игра «Мяч сквозь обруч». 2 13 Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижная игра «Угадай, чей голосок?» 2 14 Корригирующая гимнастика для мышц стопы. Развитие прыгучести – «Кто дальше?» 2 15 Развитие координации движений, силовых качеств. Подвижная игра на внимание. 2 16 17 Развитие физических качеств через подвижную игру «Мяч сквозь обруч». 2 Проведение подвижных игр «Мяч водящему», «День и ночь», «Удочка». 2 Список литературы Ледяйкина Е., Топникова Л.А. «Чудеса для малышей » музыкальные занятия, праздники и развлечения.-М, 2007. Лунева Т.А. Музыкальные занятия . - Волгоград: Учитель, 2008. Научно-методический журнал «Музыкальный руководитель».-2006, №2. Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять» мы идем с тобой играть.- М, 2007. Петрова В.А. Музыкакльные занятия с малышами.-М.: Просвещение,2008. Роот З.Я. Музыкальные занятия с малышами. - М.: Просвещение,2000. Виноградова Н.Ф. «Программа обучения и развития детей», 2011. Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе. - М.: «Вентана-Граф», 2008. Златопольский Д.С. Удивительные превращения - М.: «Вентана-Граф», Калинина Т.В. АБВГДей-ка Комплексная программа подготовки детей к школе. - Волгоград: «Учитель», 2008 КочуроваЕ.Э., Кузнецова М.И. Готовимся к школе. - М.: «Вентана-Граф», 2011. Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой - М.: «Вентана-Граф», 2011. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: «Издательство АСТ», 2002. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Казакова Т. К. «Развивайте у дошкольников творчество» Виноградова Н.Ф. «Программа обучения и развития детей», 2011. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» №1,№ 2. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе» №1,№ 2. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. Калинина Т.В. АБВГДей-ка. Комплексная программа подготовки детей к школе. - Волгоград: «Учитель», 2008. Тетрадь с заданиями для развития детей: - Готовимся к письму .Ч.-1,2 - Рисуем по клеточкам .Ч-1 - Дошкольные прописи в линию.Ч-1,2 Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: «Издательство АСТ», 2009. Калинина Т.В. АБВГДей-ка Комплексная программа подготовки детей к школе. - Волгоград: «Учитель», 2008. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что это такое? - М.: «Вентана-Граф», 2011. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что за чем следует? Ч 1,2.- М.: «Вентана-Граф», 2008. Салмина Н.Г. Учимся думать. Что, как и с чем связано? - М.: «Вентана-Граф», 2008. Тетрадь с заданиями для развития детей. Изучаем математику. Ч - 1,2., 2011. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М. «Издательство АСТ» - 2002. Виноградова Н.Ф. «Программа обучения и развития детей» Салмина Н.Г. , Глебова А.О. – комплект рабочих тетрадей «Учимся рисовать» «Анализ форм и создание образа» - М. «Вентана - Граф», 2008 «Клетки, точки и штрихи» - М. «Вентана - Граф», 2008 «Рисование, аппликация и лепка» - М. «Вентана -Граф», 2008 «Графика, живопись и народные промыслы» - М. «Вентана -Граф», 2008 Калинина Т.В. АБВГДей-ка Комплексная программа подготовки детей к школе. - Волгоград: «Учитель», 2008. Тетрадь с заданиями для развития детей: Рисуем по клеточкам .Ч-2 Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М. «Издательство АСТ», 2002.