(законных представителей) для оказания содействия в предотвращении и разрешении
конфликтных ситуаций в образовательной среде.
Допустимо использование наименований Службы:
служба медиации; служба примирения; служба медиации и примирения;
служба медиации (примирения); школьная служба медиации (далее - ШСМ);
школьная служба примирения (далее - ШСП).
ШСП - форма организации работы на основе восстановительного подхода;
ШСМ - форма организации работы на основе медиативного подхода.
1.2 В службах медиации акцент делается на медиативный метод урегулирования споров и
конфликтов, освоение всеми участниками образовательного процесса способов конструктивной
коммуникации. В службах примирения ситуации разрешаются за счет реализации ценностных
принципов восстановительного подхода: восстановление отношений, заглаживание причиненного
вреда, участие значимых членов сообщества. И службы примирения, и службы медиации вносят
вклад
в
создание
условий
безопасного
образовательного
пространства.
1.3 Медиативные и восстановительные практики применяются в следующих ситуациях:
-конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений, в том числе
ситуация травли (буллинга и моббинга); совместная деятельность участников образовательных
отношений, требующая согласования действий и решений; сложная/проблемная коммуникация в
классе/группе;
-ситуации с причинением вреда, в том числе квалифицируемые как общественно опасные
деяния несовершеннолетних;
-конфликты между несовершеннолетними и их родителями (законными представителями),
негативно влияющие на образовательный процесс.
1.4 Терминология:
-восстановительное правосудие - новый подход к отправлению правосудия и пониманию
справедливости, направленный прежде всего не на клеймение, наказание и изоляцию виновного
от общества, а на осознание и заглаживание обидчиком причиненного жертве материального,
эмоционально-психологического (морального) и иного вреда, исцеление жертвы в ходе
восстановительного процесса, прекращение вражды и восстановление разрушенных отношений в
сообществе, участие значимых людей в интеграции в общество правонарушителя и
пострадавшего, причем участники ситуации сами являются субъектами ее исправления/решения;
-восстановительный подход - использование в практической, профилактической деятельности и
воспитательной работе участников образовательного процесса, в том числе при урегулировании
конфликтов и после совершения правонарушений, умений и практик, направленных на
всестороннее восстановление отношений, доверия, заглаживание материального и морального
вреда и создание условий для реализации принципов восстановленного правосудия;
-восстановительные программы - формы реализации восстановительного подхода, имеющие свою
технологию и процедуру для работы с конфликтами, сложными школьными, семейными
ситуациями и правонарушениями;
-медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора
взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;
-восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для
восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них
вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда),
возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций;
-медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение
навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или)
эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения
медиации как полноценной процедуры;
-конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми
эмоциональными переживаниями, часто с потерей способности к пониманию своей ситуации и
ситуации оппонента, а также потерей способности договариваться. Буквально слово "конфликт"
означает "столкновение". Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением
тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не
всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда оно затрагивает
интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство.
Цель, задачи организации деятельности службы медиации и примирения в
МБОУ СОШ ст. Терской
2.1Служба мдеиации (примирения) объединяет различных участников образовательных
отношений (обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, педагогических работников) для оказания содействия в рамках восстановительного
и медиативного подходов в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, в
профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов,
с проявлениями агрессивного и деструктивного поведения детей и их травли.
2.2Служба помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной
ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти взаимоприемлемое
решение и согласованно его реализовать.
2.3 Цель: содействие в формировании благополучного, гуманного и безопасного
пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков,
способствующего формированию правильных установок на преодоление конфликтных и
кризисных ситуаций в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, социально
опасного положения, включая вступление их в конфликт с законом, на основе принципов
восстановительного правосудия и медиативных технологий.
2.4 Задачи:
-создание безопасной и доброжелательной среды в общеобразовательной организации;
-укрепление ценностей сотрудничества и взаимопонимания у участников образовательных
отношений;
-освоение участниками образовательных отношений недирективных и уважительных способов
взаимодействия из ответственной позиции; снижение риска правонарушений и общественно
опасных деяний несовершеннолетних; урегулирование конфликтов между участниками
образовательных отношений;
-конструктивный воспитательный ответ на правонарушения и содействие заглаживанию
обидчиком причиненного жертве вреда при совершении общественно опасных деяний
несовершеннолетними;
-снижение ориентированных на административное воздействие и наказание реакций на
конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;
-приоритетное использование медиативного и восстановительного способа разрешения
конфликтов и криминальных ситуаций;
-снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов
между участниками
образовательных отношений;
-повышение уровня социальной
и конфликтной компетентности всех
участников
образовательных отношений;
-информационно-просветительская
деятельность
с
участниками
образовательных
отношений;
-координация усилий родителей (законных представителей), близких родственников и иных лиц и
общеобразовательной организации с целью предотвращения неблагополучных сценариев
развития жизни обучающегося.
I.
III Принципы медиации
3.1Основные принципы медиации :
-добровольное информированное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его
разрешении при содействии медиатора/ведущего восстановительных программ. Допускается
направление участников ситуации на предварительную встречу, но итоговое решение об участии
в общей встрече они принимают добровольно;
-конфиденциальность сведений, полученных на встречах с медиатором/ведущим
восстановительных программ и (или) обучающимся (юным медиатором/волонтером Службы),
поэтому договоренности, решения и то, на что они дали свое согласие (договор, соглашение, план
действий по решению конфликта и иные договоренности), достигнутые сторонами конфликта на
этих встречах, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами
конфликта, за исключением информации о готовящемся правонарушении, либо представляющей
угрозу безопасности и здоровью несовершеннолетних. В случае обращения в Службу иных лиц
(не участников конфликта) копия итогового соглашения, достигнутого сторонами
конфликта/участниками ситуации может быть им передана по согласованию со сторонами
конфликта;
-нейтральное (равноудаленное) отношение медиатора/ведущего восстановительных
программ ко всем участникам конфликта. Медиатор/ведущий восстановительных программ не
может советовать сторонам принимать то или иное решение по существу конфликта, он не
является защитником, советчиком или обвинителем для какой-либо из сторон, не выносит
решения и в равной степени поддерживает действия участников, направленные на
урегулирование ситуации. В случае понимания медиатором/ведущим восстановительных
программ невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кемлибо из участников они должны отказаться от продолжения встречи или передать ее другому
медиатору/ведущему восстановительных программ;
-равноправное участие сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных
возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить
предложения по решению конфликта/проблемной ситуации. Участники в равной степени
ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений
по конфликту/проблемной ситуации; открытость медиатора/ведущего восстановительных
программ и информированность сторон о сути программы или встречи, ее процессе и возможных
последствиях;
-взаимное уважение и сотрудничество, которые предполагают уважительный стиль общения,
недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех участников встречи, включая
медиатора/ведущего
восстановительных программ и
(или) обучающегося
(юного
медиатора/волонтера службы примирения);
-ответственное отношение сторон к принятию решения по урегулированию
конфликта/проблемной ситуации, понимание последствий принятого решения и его исполнения, а
ведущего - за организацию процесса и безопасность участников на встрече;
заглаживание вреда - при причинении вреда, в том числе при совершении общественно опасных деяний, ответственность обидчика состоит в его готовности услышать жертву, осознать
причиненный жертве вред и возместить его настолько, насколько возможно - собственными
усилиями и ресурсами, а при уже их нехватке - с помощью родителей и близких.
3.2 Независимость Службы подразумевает самостоятельность Служба медиатора/ведущего
восстановительных программ в выборе форм деятельности и организации процесса
восстановительной практики. Ведущие восстановительной программы/медиаторы не занимают
чью-либо сторону, в том числе сторону администрации общеобразовательной организации,
правоохранительных органов либо других организаций, и не работают в их интересах, но
опираются на принципы медиации, восстановительного подхода и в равной степени
поддерживают стороны и других участников.
3.3 Важным условием для создания Службы должно стать принятие руководством
общеобразовательной организации следующих ценностей восстановительной и медиативной
культуры:
-использовать переговорные практики приоритетно ("всем мирно собраться и мирно
решить");
-доверять процессу переговоров: участники ситуации в первую очередь должны сами решать
свои ситуации в ходе открытой коммуникации между собой;
-каждый человек может измениться в ходе коммуникации, важно относиться без предубеждений;
важно уметь достигать своих целей, не причиняя вреда окружающим;
-не поддерживать групповое давление, исключение, отвержение и наказание для решения
педагогических ситуаций.
3.4 Службы в своей деятельности опираются на ценности и принципы медиации и
восстановительного правосудия, используют набор техник, инструментов и способов
реагирования на конфликты и общественно опасные деяния на концептуальной основе
восстановительного и медиативного подходов. В рамках медиативного и восстановительного
подходов конфликты и споры, возникающие в повседневном взаимодействии между участниками
образовательных отношений, а также сложные коммуникативные ситуации могут разрешаться
через восстановление способности людей самим сообща и ответственно разрешать свои ситуации
без наказания, отвержения, коммуникативного давления, преимущественно силами сообщества,
близких и уважаемых людей
3.4 Базовой единицей реализации медиативного и восстановительного подходов является
личная встреча всех заинтересованных сторон для конструктивного решения проблемной
ситуации, на которой стороны конфликта сами находят взаимоприемлемое решение. Проведение
восстановительных и (или) медиативных программ для урегулирования конфликтов и улучшения
отношений является основной деятельностью службы медиации и примирения образовательной
организации.
3.5 При проведении медиации и (или) восстановительной программы по факту совершения
несовершеннолетним
общественно
опасного
деяния
ведущему
восстановительных
программ/медиатору важно понимать юридические последствия проведенной программы и
информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.
3.6Деятельность Службы медиации (примирения) позволит создать условия для повышения
уровня социальной и психологической безопасности и комфортности общеобразовательной
среды. В результате продвижения восстановительного и медиативного подходов в
образовательном
пространстве
должно
быть
сформировано
сообщество
ведущих
восстановительных программ (медиаторов), устойчиво развивающееся и активно участвующее в
распространении своего опыта.
3.7Среди основных задач в сфере профилактики правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними и в отношении них, Стратегией безопасности определяются следующие:
реализация восстановительных технологий при работе с детьми (в том числе совершившими
общественно опасные деяния, но не достигшими возраста, с которого наступает уголовная
ответственность), включая развитие служб медиации (примирения) в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность; профилактика агрессивного поведения детей и
их травли.
3.8Восстановительные и медиативные технологии успешно встраиваются в систему
воспитания, психолого-педагогического сопровождения и профилактической работы в системе
образования, содействуя мирному урегулированию конфликтов среди участников
образовательных отношений и предотвращению деструктивного сценария их развития и
направлена на формирование целостной жизнестойкой личности ребенка.
4. Порядок формирования школьной службы медиации
4.1. В состав школьной службы медиации могут входить обучающиеся 7–11 классов,
прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Обучающиеся младших классов
могут участвовать в работе службы в качестве сомедиаторов (вторых медиаторов).
4.2. Координатором (куратором, руководителем) Службы может стать педагогический
работник общеобразовательной организации (педагог-психолог, зам по ВР, Советник), который
прошел обучение по программам дополнительного профессионального образования (программы
повышения квалификации и (или) программы профессиональной переподготовки) по
направлениям медиации и (или) восстановительному подходу не менее 72 академических часов и
организует работу Службы.
Куратор (руководитель) школьной службы примирения:
поддерживает принципы восстановительного подхода и является практикующим ведущим
восстановительных программ (медиатором);
проходит подготовку в качестве ведущего программ восстановительного разрешения
конфликтов и криминальных ситуаций;
осуществляет общее руководство деятельностью службы, проектирует работу службы и её
развитие;
координирует примирительные программы с участием взрослых и медиаторов-ровесников,
осуществляет взаимодействие с администрацией ОО;
проводит совместно с членами службы примирения мероприятия по распространению
опыта деятельности;
организует деятельность медиаторов-ровесников (при их наличии) в школьной службе
примирения;
анализирует работу, отчитывается перед администрацией школы, готовит данные
ежегодного мониторинга деятельности служб примирения, проводимого всероссийской
ассоциацией восстановительной медиации;
обеспечивает получение информации о конфликтах и организационные условия для
проведения восстановительных программ;
знает правовые вопросы, связанные с проведением восстановительных программ;
участвует в собраниях Ассоциации кураторов служб примирения и
кустовых методических сборов для кураторов ШСП).
медиаторов (или
4.3. Участие детей и подростков в школьной службе примирения в качестве медиаторо вровесников возможно с согласия родителей.
4.3 Специалистом Службы (ведущим восстановительных программ) может стать
педагогический работник общеобразовательной организации и родитель (законный
представитель) обучающегося. Для них рекомендуется обучение по программе повышения
квалификации по медиативному и (или) восстановительному подходу не менее 36 академических
часов.
4.4. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных
встреч (медиаторов).
4.5 Служба (медиации)примирения.МБОУ СОШ ст. Терской ведет журнал обращений для
фиксации конфликтных случаев и результатов проведенной работы.
5.
Порядок работы школьной службы примирения
5.1. Школьная служба примирения может получать информацию о случаях
конфликтного или правонарушений несовершеннолетних от педагогов, учащихся,
администрации образовательного учреждения, членов школьной службы примирения,
родителей.
5.2. Школьная служба примирения принимает решение о возможности или
невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том
числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о
принятом решении информируются должностные лица образовательной организации.
5.3. Восстановительные программы (восстановительная медиация, «Круг сообщества»,
«Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция»)
проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии
сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие, существующие в
образовательной организации формы работы.
5.4. Если действия несовершеннолетних квалифицированы правоохранительными
органами как правонарушение или преступление, для проведения программы также
необходимо согласие родителей или их участие во встрече. В этом случае рекомендуется
привлечь к работе муниципальную службу примирения. По делам, рассматриваемым в КДН и
ЗП или
суде, медиация проводится взрослым медиатором
Медиация (или другая
восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДН и ЗП или суде, но ее
результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу.
Администрация образовательной организации может ходатайствовать о приобщении к
материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве
материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное
возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда,
причиненного потерпевшему.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе
дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация
образовательной организации и родители.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель
(куратор) школьной службы примирения.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой
восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае
недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом
случае образовательная организация может использовать иные педагогические технологии.
5.8. В сложных ситуациях куратор школьной службы примирения принимает участие в
проводимой программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
10
лет,
5.8. Школьная служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли
к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном
договоре или устном соглашении.
5.10. При необходимости служба примирения передает копию примиритель ного
договора администрации образовательной организации.
5.11. Школьная служба примирения помогает определить способ выполнения
обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет
ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств,
школьная служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь
сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
5.12. При необходимости школьная служба примирения информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога,
психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических
центров).
5.13. Деятельность школьной службы примирения фиксируется в журналах и отчетах,
которые являются внутренними документами службы;
5.14. Руководитель (куратор) школьной службы примирения обеспечивает мониторинг
проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие
их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга по
установленной форме передаются во Всероссийскую ассоциацию восстановительной медиации
для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий
участников программ)..
5.15. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической
процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако
куратор старается информировать и привлекать родителей в медиацию (по указанным в
пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их
отсутствие является обязательным).
5.16. Школьная служба примирения рекомендует
участникам конфликта на время
проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции,
средства массовой информации или судебные органы.
5.17. По согласованию с администрацией образовательной организации руководителем
школьной службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между
педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным
конфликтам и спорам. Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе в
связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также из
трудовых правоотношений и семейных правоотношений, деятельность медиатора и его
квалификация регулируется 193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров
с участием посредника (процедуре медиации)».
5.18. При необходимости, служба примирения получает у сторон разрешение на обработку
их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.
6. Организация деятельности школьной службы медиации
6.1. Администрация общеобразовательной организации предоставляет школьной службе
медиации помещение для сборов и проведения процедуры медиации, а также возможность
использовать иные ресурсы общеобразовательной организации (оборудование, оргтехнику,
средства информации и другие).
6.2. Поддержка и сопровождение школьной службы медиации может осуществляться
социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими
обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3. Должностные лица общеобразовательной организации оказывают школьной службе
медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
обучающихся.
6.4. Школьная служба медиации в рамках своей компетенции взаимодействует со всеми
структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики
безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.
6.5. Администрация содействует школьной службе медиации в организации взаимодействия
с педагогами общеобразовательной организации, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в школьную
службу медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного подхода в
разрешении конфликтов и криминальных ситуаций.
6.6. В случае, если стороны согласились на примирительную встречу, то применение
административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются.
Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после
получения информации о результатах работы школьной службы медиации и достигнутых
договоренностях сторон.
6.7. Администрация общеобразовательной организации оказывает поддержку координатора
(куратора/руководителя) и специалистов активно и профессионально действующей Службы.
6.8. Не реже, чем один раз в четверть, проводятся совещания между администрацией и
школьной службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с
целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу
желающих.
6.9. Школьная служба медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в общеобразовательной организации.
Основные формы работы с конфликтами и спорными ситуациями.
Ситуация
Конфликт между двумя обучающимися
Формы работы
Медиация (беседа/процедура)
Программа примирения
Конфликт между обучающимся и сотрудником
образовательной организации
Медиация (беседа/процедура)
Программа примирения
Групповой конфликт между обучающимися (более
двух участников)
Медиация (беседа/процедура)
Круг сообщества
Многосторонний конфликт с участием
большинства учеников класса, класс поделился на
враждующие группировки
Круг сообщества
Многосторонний конфликт с участием
большинства учеников класса и большая часть
класса объединилась против одного (травля)
Круг сообщества
Конфликт между конкретными обучающимися, в
Медиация (беседа/процедура)
том числе с участием их родителей (законных
Программа примирения
представителей), например: обучающиеся и
родители (законные представители) изначально не
хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать
и так далее
Развитие класса как команды. Профилактика
возможных конфликтов. Формирование нового
класса, слияние классов и т.п.
Профилактическая
восстановительная программа
Конфликт между родителем и педагогом
Медиация (беседа/процедура)
Отсутствие партнерства школы и родителей
Профилактическая
восстановительная программа
Конфликт на стадии эскалации с большим числом
участников. В конфликт включились группы
родителей, администрация образовательной
организации, средства массовой информации,
иногда уполномоченный по правам ребенка,
правоохранительные органы, органы,
осуществляющие частые жалобы в инстанции,
обвинения (порой несоразмерные первоначальному
конфликту)
Школьно-родительский совет
Восстановительная медиация
между лично
конфронтирующими
участниками
Конфликт в семье
Медиация (беседа/процедура)
Отсутствие взаимопонимания между родителями и Семейный совет (семейная
конференция)
ребенком, ребенок совершает правонарушения,
Медиация ребенок-родитель
систематически пропускает по неуважительным
причинам занятия, находится в социально опасном
положении и пр.
Совершение несовершеннолетним общественно
опасного деяния, в том числе с возбуждением
уголовного дела либо рассмотрением ситуации на
заседании комиссии по делам несовершеннолетних
и защите их прав. Несовершеннолетний,
находящийся в трудной жизненной ситуации, в
конфликте с законом
Медиация (беседа/процедура)
Семейный совет (семейная
конференция)
Программа по заглаживанию
вреда
Конфликт между двумя педагогами
Медиация (беседа/процедура)
Программа примирения
Групповой конфликт между педагогами (более
двух участников)
Медиация (беседа/процедура)
Круг сообщества
Напряженные отношения в педагогической
Круг сообщества
команде (объединение разных педагогических
коллективов в единый комплекс, назначение
нового руководителя образовательной организации
и т.п.)
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором общеобразовательной организации
по предложению школьной службы медиации.
7.3 Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».