1.2. Настоящее положение регламентирует порядок постановки на
внутришкольный учёт и снятия с учёта несовершеннолетних обучающихся и
их семей.
1.3. В Положении применяются следующие понятия:
несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого
отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны
родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном
положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности
находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья
либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо
совершает
правонарушение
или
антиобщественные
действия;
антиобщественные
действия
–
действия
несовершеннолетнего,
выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,
психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или
попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные
интересы других лиц; семья, находящаяся в социально опасном положении,
– семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также
семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не
исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или)
содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа –
деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, а также по их социальнопедагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений
и
антиобщественных
действий;
профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система
социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на
выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям
несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной
профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися
в социально опасном положении.
Общеобразовательное
учреждение
является
частью
системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учет в общеобразовательном учреждении несовершеннолетних
обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее –
внутришкольный учет) – система индивидуальных профилактических
мероприятий, осуществляемая общеобразовательным учреждением в
отношении несовершеннолетнего обучающегося и семей, находящихся в
социально опасном положении, которая направлена на:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в
обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в общеобразовательном учреждении,
принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и
оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечение организации в общеобразовательном учреждении
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных
на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
II. Основные цели и задачи
2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью своевременного выявления
несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,
оказания им социально-психологической и педагогической помощи.
2.2. Основные задачи:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение
защиты
прав
и
законных
интересов
несовершеннолетних;
- социально-педагогическая
реабилитация
несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в
совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных
действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2.3.
Деятельность
школы
по профилактике
безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах
законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними,
поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к
несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной
информации, государственной поддержки деятельности органов местного
самоуправления и общественных объединений
по профилактике
безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, обеспечения
ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.
III.
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная
профилактическая работа
3.1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую
работу в отношении несовершеннолетних:
1)
безнадзорных или беспризорных;
2)
занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3)
содержащихся в социально - реабилитационных центрах для
несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без
попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4)
употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без
назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию;
5)
совершивших
правонарушение,
повлекшее
применение
мер
административной ответственности;
6)
совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого
наступает административная ответственность;
7)
освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об
амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что
исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения
принудительных мер воспитательного воздействия;
8)
совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной
ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная
ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с
психическим расстройством;
9)
обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении
которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
10)
условно-досрочно
освобожденных
от
отбывания
наказания,
освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11)
которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка
исполнения приговора;
12)
освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы,
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа,
если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения
режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска)
находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и
(или) реабилитации;
13)
осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести
и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер
воспитательного воздействия;
14)
осужденных условно, осужденных к обязательным работам,
исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением
свободы.
3.2. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в
пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости
предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или)
реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
IV. Организация деятельности по постановке на внутришкольный
учёт или снятию с учёта
4.1. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта
принимается на заседании Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся (далее – Совет
профилактики).
4.2
Сроки для принятия решений:
- 7 учебных дней - на рассмотрение мнения советов
обучающихся/родителей,
- 3 рабочих дня (а не учебных!) - на предоставление объяснений от ученика.
• 5. Отчисление - только в крайнем случае:
- Нельзя отчислить, если предыдущие взыскания уже сняты,
- Для детей-сирот нужно дополнительное согласие опеки,
- Школа обязана сразу уведомить местный орган управления
образованием.
4.3. Постановка или снятие с внутришкольного учёта может
осуществляться по представлению классного руководителя. (Приложение 1,
Приложение 6). Уведомления можно направлять через электронную
образовательную среду
4.4 Взыскания не применяются к обучающимся с:
- задержкой психического развития,
- нарушениями интеллекта,
-иными ограничениями здоровья.
4.5. Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы
в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных
представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 120
Федерального закона:
1)
заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных
законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в
компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
2)
приговор, определение или решение суда;
3)
постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа
дознания или начальника органа внутренних дел;
4)
документы, определенные 120 Федеральным законом как основания
помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5)
заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
4.6
На заседании Совета профилактики обсуждается и принимается
план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и
его родителями (законными представителями), определяются сроки
выполнения намеченных мероприятий и ответственные лица (Приложение
3).
4.7
Классный руководитель приглашает родителей (законных
представителей) на заседание Совета профилактики по вопросу постановки
на внутришкольный учёт их несовершеннолетнего ребёнка (Приложение
4); а также доводит решение Совета профилактики до сведения родителей
(законных представителей), если они не присутствовали на заседании
Совета профилактики по уважительным причинам, официальным
уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания ипричины
постановки или снятия с учёта.
4.8 Педагог-психолог ведёт банк данных учащихся и семей, состоящих
на внутришкольном учёте, на учёте в КДН и ЗП, ОДН.
4.9 Педагог-психолог ежемесячно проводит сверку списков учащихся и
семей, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в КДН и ЗП,
ОДН.
4.10 Для снятия несовершеннолетнего и (или) семьи с
внутришкольного учёта представляется информация ответственного
лица, назначенного Советом профилактики, о выполнении плана
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним
и его родителями (законными представителями), с обязательными
результатами работы и предложениями по дальнейшему
сопровождению.
V.
Порядок проведения индивидуальной профилактической работы
1.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении
несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи
несовершеннолетним, или до устранения причин и условий,
способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или
антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими
возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.2. Классный руководитель разрабатывает план индивидуальной
профилактической работы с данным несовершеннолетним (Приложение 3).
1.3. На несовершеннолетнего обучающегося заводится Карточка
индивидуального изучения и учета подростка (при постановке на
внутришкольный учет) (Приложение 5). Карточка ведется социальным
педагогом, классным руководителем, по необходимости с привлечением
других служб, в чьи обязанности входит работа с данной категорией
несовершеннолетних.
1.4. Классный руководитель проводит профилактическую работу и
контроль за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего.
Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с
несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете.
1.5. Обо всех результатах контроля над несовершеннолетним (пропуски
уроков, нарушения дисциплины) родители (законные представители)
ставятся в известность классным руководителем. Если пропуски занятий,
плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители (законные
представители) с несовершеннолетним вызываются на заседание Совета
профилактики, гдерассматриваются вопросы:
- невыполнения родителями (законных представителей) обязанностей по
обучению и воспитанию несовершеннолетнего;
- уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение
домашних заданий).
1.6.
Если в результате проведения профилактической работы
классным руководителем с несовершеннолетним и его семьей делается вывод
о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье,
Совет профилактики обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему
и его семье ворганы профилактики.
1.7.
Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой,
сами не занимаются проблемами ребенка, Совет профилактики выносит
решение об обращении с ходатайством в КДН и ЗП.
1.8.
На заседание Совета профилактики классный руководитель
оформляет представление на снятие с внутришкольного профилактического
учета несовершеннолетнего (Приложение 6), на заседание приглашаются
уведомлением родители (законные представители) несовершеннолетнего
обучающегося. (Приложение 4).
VI. Основания для снятия с внутришкольного учёта
6.1. Снятие с ВШУ обучающихся/семей обучающихся осуществляется по
решению Совета на основании постановления КДН и ЗП о снятии с учета или
представления педагога образовательной организации, ответственного за
организацию воспитательной и индивидуальной профилактической работы, с
опорой на информацию из органов или учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о позитивных
изменениях обстоятельств жизни учащегося/семьи учащегося.
6.2. Позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего,
сохраняющиеся длительное время.
6.3. Окончание обучения в школе. Перевод в иную образовательную
организацию
6.4. Сменившие место жительства.
6.5. Сведения, поступившие из органов и учреждений системы
профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость
в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетним.
6.6.
Наступление
иных
обстоятельств,
предусмотренных
законодательством Российской Федерации, которые служат основанием для
прекращения проведения индивидуальной профилактической работы в
отношении несовершеннолетнего.
6.7. Иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством
Российской Федерации, в связи с которыми несовершеннолетние подлежат
снятию с профилактического учета, помимо прочего могут выступать
эмансипация в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской
Федерации, смерть несовершеннолетнего или признание его безвестно
отсутствующим,
совершение
преступления,
если
в
отношении
несовершеннолетнего назначено наказание в виде лишения свободы,
помещение подростка в специальное учебно- воспитательное учреждение
закрытого типа.
Приложение 1
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся
и их семей на внутришкольный
учет и снятие с него,
Приказ от 30.08.2025г. №107/6-С
Представление на постановку на внутришкольный учет
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения обучающегося)
обучающегося:
класса МБОУ СОШ ст. Терской
Причина постановки на учет:
Считаем необходимым обучающегося:
(Фамилия, имя, отчество)
поставить на внутришкольный учет. Составить
профилактической работы с семьёй обучающегося.
Классный руководитель
/ФИО/
Социальный педагог
/ФИО/
«
»
план
индивидуально-
20
г.
Приложение 2
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся
и их семей на внутришкольный
учет и снятие с него,
Приказ от 30.08.2025г. №107/6-С
Краткая характеристика обучающегося
Уровень обученности
Поведение в школе
Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет
Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми
дополнительное образование (кружки)
Вредные привычки
Интересы, увлечения и др.
Классный руководитель
Приложение 3
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся
и их семей на внутришкольный
учет и снятие с него,
Приказ от 30.08.2025г. №107/6-С
ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
с несовершеннолетним
рождения
№
1
года
Мероприятия
Взаимодействие со специалистами
образовательного учреждения: (учителяпредметники, кл. руководитель и др.)
2
Учебно-воспитательная деятельность:
(учителя - предметники, педагоги дополнительного
образования и др.)
3
Работа с семьей
4
Совместная
деятельность со специалистами других учреждений
и служб профилактики (КДНиЗП, ОДН, отдел
опеки
и
попечительства,
учреждения
дополнительного образования, спорта, культуры и
др.)
Сроки
Ответственные
Классный руководитель
Социальный педагог
«
»«
» 20
год
Приложение 4
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся
и их семей на внутришкольный
учет и снятие с него,
Приказ от 30.08.2025г. №107/6-С
УВЕДОМЛЕНИЕ
Уважаемые__________________________________________________
(ФИО родителя)
Администрация школы приглашает Вас «_____»__________20_____________
В МБОУ СОШ ст. Терской на заседание Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних по вопросу постановки вашего сына (дочери)
________________________________________________ученика(цы)________класса
на внутришкольный учет
Директор
/
/
Линия отрыва
С уведомлением о приглашении на заседание Совета профилактики безнадзорности и
правонарушений среди несовершеннолетних ознакомлены
/
(подпись)
/
(число, месяц, год)
Примечание:
Уважаемые родители! Ознакомившись с уведомлением и подписавшись, необходимо
нижнюю часть (после линии отрыва) передать в школу классному руководителю.
Уведомление отдается классному руководителю для передачи его родителям (законным
представителям) несовершеннолетнего. В случае неявки родителей на заседание Совета
профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вопрос
рассматривается в вашем отсутствии.
Приложение 5
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся
и их семей на внутришкольный
учет и снятие с него,
Приказ от 30.08.2025г. №107/6-С
Карточка индивидуального изучения и учета подростка (при
постановке на внутришкольный учет)
Постановка
Повторная
1.
Ф.И.О.
2.
Школа, класс
3.
Домашний адрес и телефон
4.
Место фактического проживания
5.
6.
7.
8.
9.
Снятие
Снятие
Оставлен ли на второй год
С какого времени учится в данной школе_
Сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, где и кем работает):
Мать
Отец
Опекун
Социальный статус семьи
Черты характера подростка, явные и скрытые слабости
10.
Интересы и увлечения, склонности подростка
11.
Характеристика домашних условий (состав семьи, отношение родителей к воспитанию, к
школе, условия для занятий)
12.
Отношение к учебе, посещаемость занятий
13.
14.
Участие в общественной жизни класса
Участие в кружках, клубах, секциях
15.
16.
Участие в общественно полезном труде
С кем дружит (в школе, по месту жительства)
18.
19.
17. считает авторитетом и почему
Кого
Характерные отношения с
зависимость, руководящее положение.
Состоит ли на учете в КДН и за что
20.
Обсуждался ли на комиссии по делам несовершеннолетних
товарищами (подчеркнуть):
равенство,
и защите их прав
21.
22.
Место и время совершения проступка
Мера наказания
23.
Планируемые основные направления работы с подростком
24.
Успеваемость в текущем году
Приложение6
Положения о постановке
несовершеннолетних обучающихся
и их семей на внутришкольный
учет и снятие с него,
Приказ от 30.08.2025г. №107/6-С
Представление на снятие с внутришкольного учета
Фамилия
имя
обучающегося
класса
отчество
года рождения,
состоящего на внутришкольном учете
(дата постановки, основание, причины)
В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий:
с учетом мнения
(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства)
считаем необходимым обучающегося
класса с внутришкольного учета снять.
Председатель Совета профилактики безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних
Классный руководитель
«
»«
» 20
год.