Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 №
704;
Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.10.2024 № 704;
Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 с учетом изменений Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
09.10.2024 № 704;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023 с изменениями;
Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025 с изменениями;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Уставом МБОУ СОШ ст. Терской.
1.3 Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
1.4 Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие отечественного кинематографа.
Наследие отечественного кинематографа может использоваться как в качестве
дидактического материала при реализации курсов внеурочной деятельности, так и
быть основой для разработки курсов внеурочной деятельности, посвященной этому
виду отечественного искусства.
2. Условия реализации внеурочной деятельности
2.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает:
свои особенности – условия функционирования, тип, особенности контингента, кадровый состав;
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательную связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды школы, национальные и
культурные особенности региона, муниципалитета.
При реализации плана внеурочной деятельности в школе предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей
и интересов обучающихся.
2.2. Внеурочная деятельность организуется по направлениям:
На уровне начального общего образования :
интеллектуальная и познавательная деятельность
спортивно-оздоровительная деятельность;
проектно-исследовательская деятельность;
коммуникативная деятельность;
художественно-эстетическая творческая деятельность;
информационная культура;
2.3 На уровне ООО в МБОУ СОШ ст. Терской школе реализуются следующие направления
-Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (курсы, факультативы, научное сообщество, в том числе направленные на реализацию проектной
и исследовательской деятельности)
-Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (Россия – мои горизонты ) и тд
-Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
-Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся
-Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации,
-Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ
внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
тьюторов, педагогов-психологов);
-внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению
успешной реализации образовательной программы и др.);
-внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся
в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, -профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся).
На уровне СОО направления внеурочной деятельности зависит от профиля в соответствии с Федеральной образовательной программой среднего общего образования.
2.4. Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от урочных, в виде
разовых и краткосрочных мероприятий, постоянных мероприятий и курсов. При реализации внеурочной деятельности могут использоваться аудиторные и внеаудиторные
формы образовательно-воспитательной деятельности. Формы внеурочной деятельности представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
2.5. Внеурочная деятельность реализуется школой как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ, привлекая ресурсы организаций дополнительного образования, культуры и спорта и других партнеров.
2.6. При организации внеурочной деятельности обучающихся в школе используются
учебные кабинеты, общешкольные помещения, возможности структурного подразделения дополнительного образования детей школы.
2.7. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности школа использует возможности организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта, других сетевых партнеров, привлекает родительскую общественность.
2.8 Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристскокраеведческих мероприятиях, в том числе проводимых в природной среде, поездках и
другие)(в редакции приказа 704, п169)
3. Порядок разработки и утверждения плана внеурочной деятельности
3.1. План внеурочной деятельности (далее – план) является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования. План определяет состав и структуру
направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности.
3.2. На внеурочную деятельность в плане отводится:
не более 1320 часов на уровне НОО
за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на уровне СОО составляет не более 700 часов.
3.3 Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
3.4 Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
3.5 Один час в неделю для обучающихся 6 - 11 классов рекомендуется отводить на
внеурочное занятие "Россия - мои горизонты".
3.6 На уровне СОО на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа, на профориентацию обучающихся еженедельно до 1 часа.(п 133.9 ФОП СОО в редакции
704 приказа)
3.7 На уровне ООО
На внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации и профориентации
обучающихся, еженедельно от 1 до 2 часов;
на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1 - 2
недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно - от 2 до 3 часов.";(п 169 в редакции приказа 704)
3.8. План внеурочной деятельности на уровне СОО модифицируется в соответствии с
профилями
обучения:
естественно-научным,
гуманитарным,
социальноэкономическим, технологическим, агро-технический, универсальным. При этом план
должен содержать инвариантный и вариативный компоненты.
3.8.1. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от
профиля) предполагает:
организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие
обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации;
проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации
учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам
организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации.
3.8.2. Вариативный компонент прописывается по отдельным профилям в соответствии
с Федеральной образовательной программой среднего общего образования.
3.9. План составляет заместитель директора по воспитательной работе отдельно для
каждого уровня общего образования. План формируется на нормативный срок освоения основной образовательной программы. При формировании плана обязательно учитываются:
возможности школы и запланированные результаты основной образовательной программы;
индивидуальные особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся, запросы родителей (законных представителей);
предложения педагогических работников и содержание планов классных руководителей, перечень образовательных событий, рекомендованных Минпросвещения.
3.10. Проект плана подлежит согласованию с педагогическим советом школы и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования.
3.11. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации
могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной
школы;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
3.12. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. При подготовке коллективных дел (в рамках
инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели
используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями).
3.13. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Большее количество часов может быть выделено:
для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации в 1-х, 5-х, 10-х классах;
для организации предпрофильной подготовки в 8-х классах.
3.14. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том
или ином ученическом коллективе.
3.15. Изменения в план вносятся с целью корректировки запланированных объемов нагрузки и приведения его в соответствие с действующим законодательством.
3.16. План подлежит ежегодному обновлению в целях учета интересов и потребностей
обучающихся, их родителей (законных представителей). Для этого во втором полугодии текущего года изучаются запросы участников образовательных отношений. Педагогические работники анализируют потребности обучающихся с помощью диагностики познавательной активности, классные руководители проводят родительские собрания. Для обучающихся 1-х классов выбор рабочих программ курсов внеурочной деятельности предлагается родителям (законным представителям) будущих первоклассников на установочном родительском собрании.
3.17. Изменения в план вносятся в порядке, указанном в пункте 3.10 настоящего Положения.
4. Порядок формирования и утверждения рабочих программ курсов внеурочной
деятельности
4.1. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности (далее – программы курса)
разрабатывает каждый педагогический работник самостоятельно в соответствии с
уровнем своей квалификации и авторским видением курса. При необходимости к разработке приказом директора школы привлекаются методист и заместитель директора
по воспитательной работе и иные педагогические работники.
4.2. Структура программы курса должна содержать:
содержание курса внеурочной деятельности;
планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание
которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом рабочей
программы воспитания.
4.3. Рабочие программы курсов разрабатываются на основе требований к результатам
освоения ООП общего образования и с учетом программ, включенных в ее структуру,
а также индивидуальных особенностей, интересов и потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей). Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при
формировании программы курса учитываются особенности их психофизического развития и требования ФГОС обучающихся с нарушением интеллекта, ФГОС для детей с
ограниченными возможностями здоровья и соответствующих федеральных адаптированных образовательных программ.
4.4. Рабочая программа курса составляется педагогическим работником в соответствии
с правилами, установленными Положением о рабочей программе.
4.5. Срок действия и объем нагрузки прописываются в рабочей программе с учетом
содержания плана внеурочной деятельности.
4.6. Разработанный проект рабочей программы курса представляется на проверку и
предварительное согласование заместителю директора по воспитательной работе.
4.7. После предварительного согласования проект программы курса подлежит согласованию и утверждению в составе основных образовательных программ общего образования.
4.8. Выполнение программы курса обеспечивает педагогический работник, осуществляющий реализацию этой программы. Контроль выполнения программы курса осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
5. Порядок организации разовых и краткосрочных мероприятий внеурочной деятельности
5.1. Разовые и краткосрочные мероприятия организуют и реализуют педагогические
работники, назначенные приказом директора школы.
5.2. Срок реализации и объем мероприятия прописываются ответственным педагогическим работником в плане (сценарии) мероприятия в соответствии с содержанием плана
внеурочной деятельности.
5.3. Педагогический работник составляет план (сценарий) мероприятия внеурочной
деятельности в свободной форме. Содержание мероприятия внеурочной деятельности
педагогический работник прописывает в соответствии с запланированными результатами основных образовательных программ общего образования.
5.4. Контроль реализации мероприятий осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
Комплектование и наполняемость групп для занятий внеурочной деятельности
6.1Для проведения мероприятия и занятий по курсам внеурочной деятельности допускается комплектование групп как из обучающихся одного класса, параллели классов,
так и обучающихся разных возрастов, но в пределах одного уровня образования. При
наличии необходимых ресурсов возможно деление одного класса на группы.
6.2 Комплектование групп обучающихся по каждому курсу внеурочной деятельности
осуществляется приказом директора школы ежегодно до начала учебного года на основании заявления родителей
6.3 Наполняемость группы устанавливается содержанием программы курса. Формирование групп для разовых и кратковременных мероприятий осуществляется на основании плана мероприятия.
Расписание занятий курсов внеурочной деятельности составляется в начале учебного
года заместителем директора по воспитательной работе по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается приказом директора школы. Перенос
занятий или изменение расписания производится только по согласованию с администрацией школы и оформляется документально.
6.4. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими
работниками
в
журнале
учета
внеурочной
деятельности.
Журнал учета должен содержать:
титульный лист: наименование школы, учебный год, класс;
информационный лист для учета занятий курсов: наименование курса, Ф. И.
О. педагогического работника, назначенного вести курс, Ф. И. О. обучающегося, дату, содержание и форму проведения занятия. Содержание занятий в
журнале учета должно соответствовать содержанию программы курса внеурочной деятельности;
информационный лист для учета мероприятий: наименование мероприятия,
Ф.И. О. ответственного педагогического работника, Ф. И. О. обучающегося,
дату и форму проведения мероприятия.
Порядок ведения, хранения журнала учета внеурочной занятости аналогичен правилам
хранения и ведения классных журналов. Журналы хранятся в специально отведенном
для этого месте.
7. Особенности реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
7.1. При реализации краткосрочных мероприятий и курсов внеурочной деятельности
либо их отдельных частей школа может организовывать деятельность обучающихся с
использованием:
дистанционных образовательных технологий;
электронного обучения;
образовательных и развивающих материалов на печатной основе (сборники
предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы международных исследований качества образования, демонстрационные варианты олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
7.2. В рамках курсов внеурочной деятельности школа вправе организовывать в дистанционном режиме:
проектные и исследовательские работы обучающихся;
деятельность школьных научных обществ;
просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, мастер-классов;
общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения и
карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками научных организаций;
просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных достижениях науки и технологий;
оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем.
7.3. При реализации мероприятий внеурочной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий школа самостоятельно определяет соотношение
объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и занятий с применением дистанционных технологий.
7.4. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением дистанционных
образовательных технологий школа:
своевременно доводит до сведения родителей (законных представителей) обучающихся информацию о правилах участия во внеурочной деятельности; сообщает расписание запланированных дистанционных активностей обучающихся, наименования используемых технологических платформ и ресурсов,
список рекомендованных сайтов и ресурсов; разъясняет формы добровольного представления результатов и достижений для учета в портфолио;
ведет учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам
курсов внеурочной деятельности;
обеспечивает возможность получения индивидуальных консультаций по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);
организует деятельность руководителей проектных и исследовательских работ
обучающихся;
оперативно информирует родителей (законных представителей) об изменениях расписания или адресах подключения к мероприятиям, проводимым в режиме реального времени;
при использовании изданий на печатной основе обеспечивает своевременное
информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных материалах и заданиях.