ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания(далее учебный план) для 1-4 классов, реализующихосновную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,приказМинистерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программыМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, разработанной в соответствии с ФГОС начальногообщего образования, с учетом Федеральной образовательнойпрограммой начального общего образования, и обеспечивает выполнениесанитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 игигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении– средней общеобразовательной школе имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияначинается02.09.2024и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 26 часов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по6-идневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и Русский язык, Литературное чтение литературное чтение Родной язык и Родной язык и (или) государственный язык республики литературное чтение Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке на родном языке Иностранный язык Иностранный язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных Модуль выбирается на основе заявлений родителей (законных культур и светской представителей) с учетом мнения обучающихся. этики Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики" Искусство Изобразительное искусство, Музыка Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне: В 2-3-их классах - по 1 часу в неделю использован для увеличения часов учебных предметов «Литературное чтение» и «Математика»; В 4-ых классах – 1 час в неделю использован для увеличения часов учебного предмета «Математика». В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияязыком обучения является русский язык. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. На основании заявлений, полученных от родителей, в учебный план включено изучение родного русского языка и родного осетинского языка, а также литературного чтения на родном русском языке и литературного чтения на родном осетинском языке. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов английский язык осуществляется деление обучающихся на подгруппы. В 1-4-х классах предполагается выделение региональной тематики внутри содержания учебных предметов в виде отдельных тем при изучении литературного чтения, ИЗО, музыки, физической культуры, технологии. Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания(четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебнымграфиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточнаяаттестация проходит на последней учебной неделе четверти.Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания». Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. На основании Положения о формах, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся годовая промежуточная аттестация обучающихся 2-4-х классов проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики и представлена в таблице. Во избежание дублирования оценочных процедур выставление отметок по результатам проведения промежуточной аттестации осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве итоговых контрольных работ по следующим учебным предметам: • в 4 классе: русский язык, математика, предметы по выбору - окружающий мир, литературное чтение, английский язык. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией.Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Реализуется 4 вариант Федерального учебного плана: Федеральный учебный план начального общего образования (6-дневная учебная неделя с изучением родного языка). Недельный учебный план начального общего образования для обучающихся 1-4- ых классовМБОУ СОШ ст. Терской на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Класс/Коли чество часов в неделю Формы промежуточной аттестации обучающихся Класс/Кол ичество часов в неделю 1 Формы промежуточн ой аттестации обучающихся Класс/Кол ичество часов в неделю 2 Формы промежуточной аттестации обучающихся Класс/К оличест во часов в неделю 3 Формы промежуточной аттестации обучающихся 4 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 1/5 Качественная оценка уровня знаний 2/5 Диктант 3/5 Диктант с грамматически м заданием 4/5 Диктант с грамматическим заданием Литературное чтение 1/3 Качественная оценка уровня знаний 2/3 Контрольная работа 3/3 Контрольная работа 4/3 Контрольная работа Родной язык и (или) государственны й язык республики Российской Федерации 1/1 Качественная оценка уровня знаний 2/2 Контрольное списывание 3/2 тестирование 4/2 тестирование литературное чтение на родном языке 1/1 Качественная оценка уровня знаний 2/1 тестирование 3/1 тестирование 4/1 тестирование Иностранный язык Иностранный язык - - 2/2 Контрольная работа 3/2 Контрольная работа 4/2 Контрольная работа Математика и информатика математика 1/4 Качественная оценка уровня знаний 2/4 Контрольная работа 3/4 Контрольная работа 4/4 Контрольная работа Обществознание и естествознание Окружающий мир 1/2 Качественная оценка уровня знаний 2/2 тестирование 3/2 тестирование 4/2 тестирование Основы религиозных культур и Основы религиозных культур и - - - - - - 1 тестирование Родной язык и литературное чтение на родном языке светской этики светской этики Искусство музыка 1/1 Качественная оценка уровня знаний 2/1 Практическая работа (урокконцерт) 3/1 Практическая работа (урокконцерт) 4/1 тестирование Изобразительно е искусство 1/1 Качественная оценка уровня знаний 1/1 Практическая работа (итог. рисунок) 1/1 Практическая работа (итог. рисунок) 1/1 Практическая работа (итог. рисунок) Технология Труд (технология) 1/1 Качественная оценка уровня знаний 1/1 Учебный проект 1/1 Учебный проект 1/1 Учебный проект Физическая культура Физическая культура 1/2 Качественная оценка уровня знаний 2/2 Сдача нормативов 3/2 Сдача нормативов 4/2 Сдача нормативов Итого 21 24 24 25 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Литературное чтение - - 2/1 Контрольная работа 3/1 Контрольная работа - - математика - - 2/1 Контрольная работа 3/1 Контрольная работа 4/1 Контрольная работа Всего часов 21 26 26 26 План внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-ых классов МБОУ СОШ ст. Терской на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей организации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОСНОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Основными задачами этого этапа являются: - Раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; Формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; - Выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно–познавательной деятельности. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся: 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, духовно-нравственной направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами. Место проведения всех занятий– школа. Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1-4–ых классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС НОО включает три первых направления. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности. Реализуются через классные часы «Разговоры о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаныс важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,техническим прогрессом сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. 1. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через метапредметный кружок «Читаем, считаем, наблюдаем». Цель программы - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. 2. Занятия метапредметного кружа «Читаем, считаем, наблюдаем» в начальной школе направлено на достижение следующей цели -развитие основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через час общения «Тропинка в профессию». Цель программы «Тропинка в профессию»- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе. Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка в профессию» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения. В данной программе преобладает игровая мотивация. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия проводятся в активной деятельностной форме: сюжетно – ролевые игры, беседы, экскурсии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Работают дети индивидуально, в парах, в малых группах. Всё это способствует формированию потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Задачи программы: расширить знания детей о мире профессий; развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников; способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка; способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости. Вариативная часть для обучающихся 1-4-ых классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС НОО включает остальные направления. 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через программу«Работа со слабоуспевающими/одаренными детьми»и программы дополнительного образования Центра «Точка роста» - «Эколята», «Робот». «Работа со слабоуспевающими/одаренными детьми» Содержание данной программы создаѐт условия для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики и других предметов: развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Цель программы "ЭКОЛЯТА» : воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества. Задачи программы «Эколята»: 1. Формирование у школьников знания основ экологии; 2. Научить использовать полученные знания об экологии; 3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; 4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде; 5. Воспитать чувство бережного отношения к природе. Ценностными ориентирами содержанияданной программы в начальной школе являются: развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира; формирование представлений о природе как универсальной ценности; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы); формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Занятия по программе «Робот» Целью программы«Робот» является мотивация школьников к техническому конструированию и робототехнике. Задачи: - обучение основам конструирования, моделирования, программирования; - развитие современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха школьной и внешкольной деятельности; -формирование ключевых компетенций обучающихся. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Реализуется через программы дополнительного образования: «Подвижные игры»,«Шахматное королевство», «Разговор о правильном питании», «Театральные ступеньки», «Акварелька», школьный хор «ГолосОК». «Подвижные игры» Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников. Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов. Актуальность программы «Разговор о правильном питании» заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человече-ских ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохране- нии и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; • освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоро-вьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства ува-жения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; • развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков. Программа «Театральные ступеньки» своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра – непременный атрибут театрального искусства, вместе с тем она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в начальной школе. Программа относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Цель программы «Театральные ступеньки»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. «Акварелька» Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ. Цель данной программы –состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства, формировать художественную культуры у учащихся как неотъемлемую часть культуры духовной. Школьный хор «ГолосОК» Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности – программы«Орлята России», «ЮИД», «Юный пожарный». Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработана с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников. Программа направлена на достижение национальных целей Российской Федерации, создание условий воспитания социально ответственной личности учащихся начальной школы общеобразовательных организаций. Программа «Юные инспекторы движения» входит во внеурочную деятельность по направлению социализации личности учащихся в обществе. Программа составлена по трём основным видам деятельности: - ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах городов и сельских населённых пунктов. - творческие работы учащихся (изучение и создание тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение ситуативных заданий, способствующих развитию их познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации учащегося в дорожной среде); - практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и дорожного р.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). Цель программы: -создание условий для саморазвития и самореализации личности; -обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса. Задачи программы: - привлечение школьников к активной пропаганде правил дорожного движения движения; - вовлечение их в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма. Обеспечение и сохранение жизни и здоровья обучающихся- важный компонент педагогического процесса, который реализуется по программе «Юный пожарный». Современные условия жизни диктуют осознание обучающимися необходимости личной безопасности, потребности в получении знаний, умений, навыков по противопожарной безопасности. Пожарная безопасность зависит от просвещенности человека, от осведомленности его о возможных факторах, источниках пожарных бедствий, от умения действовать в чрезвычайных ситуациях – пожарах. Опасности подстерегают человека повсюду- в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легковоспламеняющиеся жидкости, пожароопасные объекты), в природе ( лесные пожары, степные пожары, молния). Программа поможет детям больше узнать об опасности огня, чувствовать себя увереннее при возникновении чрезвычайных ситуаций. Обучающиеся смогут сделать выводы о том, что беспечность, недальновидность, неосторожность, легкомыслие человека часто приводят к непоправимой трагедии. Основная цель программы - учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, обучать действиям при возникновении пожара, довести до сознания детей мысль о важности изучения основ личной безопасности жизнедеятельности, о серьезном отношении к проблеме пожарной безопасности. интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. 1320 – максимальное количество часов внеурочной деятельности за уровень обучения. Родители (законные представители) обучающихся с учетом мнения самих обучающихся выбирают курсы внеурочной деятельности из перечня, предложенного организацией в части, формируемой участниками образовательных отношений. Максимальное количество выбранных курсов должно быть не более 1320 часов на одного ребенка. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, возможно сокращение количества часов внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности для обучающихся 1-4-ых классов МБОУ СОШ ст.Терской на 2024 –2025 учебный год Направления внеурочной деятельности Название рабочей программы Форма организации 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б ито го интенсив 1 1 1 1 1 1 1 1 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 1 1 1 1 1 1 1 1 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговор о важном» 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Читаем, считаем, наблюдаем» (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность) «Тропинка в профессию» метапредмет ный кружок «Учись учиться» индивидуальн ые занятия кружок 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Центр «Точка роста». «Эколята» Центр «Точка роста». «Робот» 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления ,на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности час общения кружок «Подвижные игры» секция «Шахматное королевство» «Разговор о правильном питании» 1 секция 0,5 0,5 час общения 0,5 кружок «Акварелька» кружок «ГолосОК» хор «Орлята России» Клуб «ЮИД» работа по реализации проекта работа по реализации проекта 1 1 1 «Театральные ступеньки» «Юный пожарный» 1 1 1 0,5 1 1 1 1 1 8 0,5 0,5 0,5 0,5 3 0,5 0,5 2 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 4 1 1 1 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности проводится один раз в год в сроки, определенные календарным графиком. Формы промежуточной аттестации определены на педагогическом совете образовательной организации. Курс Форма промежуточной аттестации 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Собеседование Собеседование «Разговоры о важном» Педагогическое наблюдение «Читаем, считаем, наблюдаем» «Тропинка в профессию» Педагогическое Практическая Практическая наблюдение работа работа Педагогическое Интеллектуальная Интеллектуальная наблюдение игра игра Педагогическое проверочная работа проверочная работа наблюдение Интеллектуальная игра Защита проекта Практическая работа Интеллектуальная игра проверочная работа Интеллектуальная игра Защита проекта Педагогическое зачет наблюдение шахматный турнир Итоговый доклад зачет зачет шахматный турнир Итоговый доклад шахматный турнир Педагогическое наблюдение спектакль спектакль Отчетный концерт Выставка рисунков Отчетный концерт Выполнение трека Выполнение трека «Учись учиться» Центр «Точка роста». «Эколята» Центр «Точка роста». «Робот» «Подвижные игры» «Шахматное королевство» «Разговор о правильном питании» «Театральные ступеньки» «Акварелька» «ГолосОК» «Орлята России» «ЮИД» «Юный пожарный» Собеседование Педагогическое Отчетный концерт наблюдение Педагогическое Выполнение трека наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Выступление агитбригады Выступление агитбригады