ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия Алания(далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующихосновную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации №171 от 19.03.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программыМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, разработанной в соответствии с ФГОС основногообщего образования, с учетом Федеральной образовательнойпрограммойосновного общего образования, и обеспечивает выполнениесанитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 игигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школы имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияначинается02.09.2024и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 6-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 32 часа, в 6 классе – 33 часа, в 7 классе – 35 часов, в 8-9 классах – 36 часов. . Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные предметы: Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Учебные предметы Русский язык, Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература Иностранные языки Иностранный язык Математика и информатика Математика, Информатика Общественно-научные предметы История, Обществознание, География Естественнонаучные предметы Физика, Химия, Биология Основы духовно-нравственной Основы духовно-нравственной культуры народов культуры народов России России Искусство Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Изобразительное искусство, Музыка Труд (Технология) Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений может включать учебные предметы, учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. Увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне: В 5 –ых классах по 1 часу в неделю для изучения предмета «Информатика»; В 5 «Б» классе -1 час в неделю использован для увеличения часов учебного предмета «География»; В 6 –ых классах по 1 часу в неделю для изучения предмета «Информатика»; В 7-х классах 1 час в неделю использован для увеличения часов учебного предмета «Биология», в связи с тем, что учебники по биологии, рекомендованные к использованию в соответствии с федеральным перечнем учебников, рассчитаны на 2 часа в неделю. Введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные: В 5 «А», предпрофильном кадетском классе МЧС, - 1 час в неделю использован для изучения предмета «ОБЗР»; В 7 «А», предпрофильном кадетском классе казачьей направленности, 1 час в неделю использован для изучения предмета «ОБЗР»; В 7 «Б», предпрофильном классе медицинской направленности, 0,5 часа в неделю использован на изучения элективного курса «Биология и жизнь», 0,5 часа – на изучение элективного курса «Введение в химию»; В 8-ых и 9-ых классах, участвующих в реализации проекта предпрофильного образования «Универсальный класс в школе», по 1 часу в неделю использован для организации предпрофильной подготовки обучающихся элективных курсов «Информатика плюс»/«Человек и общество»/«Географический мир»/ «Биология и жизнь»/«Химия в медицине» -8 кл и «Решение расчетных задач по химии»-9 кл. В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияязыком обучения является русский язык. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. На основании заявлений, полученных от родителей, в учебный план включено изучение родного русского языка и родного осетинского языка, а также родной русской литературы и родной осетинской литературы. Региональной спецификой учебного плана является изучение учебных предметов: «Родной язык (осетинский)» (2 ч. в неделю) и «Родная осетинская литература» (1 ч. в неделю) в 7б, 9а классах; Учебный предмет «География Осетии» изучается интегрировано с учебным предметом «География» в 8 и 9 классах. В 5-9-х классах предполагается выделение региональной тематики внутри содержания учебных предметов в виде отдельных тем при изучении литературы, биологии, ИЗО, музыки, физической культуры, технологии. При изучении предметов английский язык, технология осуществляется деление обучающихся на подгруппы. Обучение ведется по 6-дневной учебной неделе. Количество учебных занятий за 5 лет составляет 5848 часов. Промежуточная аттестация–процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания(четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебнымграфиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточнаяаттестация проходит на последней учебной неделе четверти.Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени Дзембата Тоховича Бузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания. На основании Положения о формах, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихсягодовая промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики и представлена в таблице. Во избежания дублирования оценочных процедур выставление отметок по результатам проведения промежуточной аттестации осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве итоговых контрольных работ по следующим учебным предметам: • в 5 классе по учебным предметам: русский язык, математика, предметы по выбору-история, биология, литература, английский язык; • в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, предметы по выбору-история, география, биология, обществознание, литература, английский язык; • в 7 классе по учебным предметам: русский язык, математика, предметы по выбору-история, география, биология, обществознание, физика, литература, английский язык; • в 8 классе по учебным предметам: русский язык, математика, предметы по выбору- история, география, биология, обществознание, физика, химия, литература, английский язык. Дифференцированный зачет - это зачет, по результатам которого ставится оценка; Итоги годовой промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по которым она проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в отдельном столбце. Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5лет. Учебный план для 5-9 классов, обучающихся по ФГОС ООО, утвержденного приказом от 31.05.2021 №287 с изменениями и дополнениями, составлен на основе 5 варианта федерального недельного учебного плана основного общего образования для 6-дневной учебной недели (изучение родного и (или) государственного языка наряду с преподаванием на русском языке). Недельный учебный план основного общего образования для обучающихся 5-9-ых классовМБОУ СОШ ст. Терской на 2024-2025учебный год Пред метн ые обла сти Учебны е предм еты Класс/ Количе ство часов в недел ю 5а кадетс кий класс МЧС Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Класс/ Количе ство часов в недел ю 5б Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Класс/ Количе ство часов в недел ю 6 Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Класс/ Количе ство часов в недел ю 7а кадетс кий класс казачь ей направ леннос ти Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Класс/ Количе ство часов в недел ю 7б предпр офиль ный медиц инский класс Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Класс/ Количе ство часов в недел ю 8 предпр офиль ные универ сальны е классы Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Класс/ Количе ство часов в недел ю 9 предпр офиль ные универ сальны е классы Формы промеж уточной аттестац ии обучаю щихся Обязательная часть Русск ий язык и литер атура Родн ой язык и родн ая литер атура Русски й язык 5/5 Диктант с граммат ическим задание м 5/5 Диктант с граммат ическим задание м 6/6 Диктант с граммат ическим задание м 7/4 Диктант с граммат ическим задание м 7/4 Диктант с граммат ическим задание м 8/3 Диктант с граммат ическим задание м 8/3 Тестиров ание (в формате ОГЭ) литерат ура 5/3 тестиров ание 5/3 тестиров ание 6/3 тестиров ание 7/2 тестиров ание 7/2 тестиров ание 8/2 тестиров ание 9/3 сочинен ие Родной язык и (или) государ ственн ый язык респуб лики Россий ской Федера ции (родно 5/2 Контрол ьное списыва ние 5/2 Контрол ьное списыва ние 6/2 Контрол ьное списыва ние 7/2 изложен ие 7/2 изложен ие 8/2 изложен ие 9/2 изложен ие й русски й язык/р одной осетинс кий язык)) Родная литерат ура (родна я русская литерат ура/ро дная осетинс кая литерат ура) 5/1 тестиров ание 5/1 тестиров ание 6/1 тестиров ание 7/1 тестиров ание 7/1 тестиров ание 8/1 тестиров ание 9/1 тестиров ание Инос транн ые язык и Иностр анный язык (англий ский) 5/3 Контрол ьная работа 5/3 Контрол ьная работа 6/3 Контрол ьная работа 7/3 Контрол ьная работа 7/3 Контрол ьная работа 8/3 Контрол ьная работа 9/3 Тестиров ание (в формате ОГЭ) Мате мати ка и инфо рмат ика Матем атика 5/5 Контрол ьная работа 5/5 Контрол ьная работа 6/5 Контрол ьная работа Алгебр а 7/3 Контрол ьная работа 7/3 Контрол ьная работа 8/3 Контрол ьная работа 9/3 Тестиров ание (в формате ОГЭ) геомет рия 7/2 Контрол ьная работа 7/2 Контрол ьная работа 8/2 Контрол ьная работа 9/2 Тестиров ание (в формате ОГЭ) Вероят 7/1 Контрол 7/1 Контрол 8/1 Контрол 9/1 Контрол ность и статист ика ьная работа инфор матика Обще ствен нонаучн ые пред меты Истори я Осно вы духов нонравс Итоговое тестиров ание 5/2 Итоговое тестиров ание Общест вознан ие геогра фия Естес твенн онаучн ые пред меты 5/2 5/1 Итоговое тестиров ание 5/1 Итоговое тестиров ание ьная работа ьная работа ьная работа 7/1 Контрол ьная работа 7/1 Контрол ьная работа 8/1 Контрол ьная работа 9/1 Тестиров ание (в формате ОГЭ) 6/2 Итоговое тестиров ание 7/2 Итоговое тестиров ание 7/2 Итоговое тестиров ание 8/2 Итоговое тестиров ание 9/2 Тестиров ание (в формате ОГЭ) 6/1 Итоговое тестиров ание 7/1 Итоговое тестиров ание 7/1 Итоговое тестиров ание 8/1 Итоговое тестиров ание 9/1 Тестиров ание (в формате ОГЭ) 6/1 Итоговое тестиров ание 7/2 Итоговое тестиров ание 7/2 Итоговое тестиров ание 8/2 Итоговое тестиров ание 9/2 Тестиров ание (в формате ОГЭ) 7/2 Контрол ьная работа 7/2 Контрол ьная работа 8/2 Контрол ьная работа 9/2 Тестиров ание (в формате ОГЭ) 8/2 Контрол ьная работа 9/2 Тестиров ание (в формате ОГЭ) 8/2 Итоговое тестиров ание 9/2 Тестиров ание (в формате ОГЭ) Физика Химия биолог ия 5/1 Итоговое тестиров ание 5/1 Итоговое тестиров ание 6/1 Итоговое тестиров ание Основы духовн онравств енной 5/1 тестиров ание 5/1 тестиров ание 6/1 тестиров ание 7/1 Итоговое тестиров ание 7/1 Итоговое тестиров ание твенн ой культ уры наро дов Росси и культур ы народо в России искус ство Изобра зитель ное искусст во 5/1 Практиче ская работа 5/1 Практиче ская работа 6/1 Практиче ская работа 7/1 Практиче ская работа 7/1 Практиче ская работа музыка 5/1 тестиров ание 5/1 тестиров ание 6/1 тестиров ание 7/1 тестиров ание 7/1 тестиров ание 8/1 тестиров ание техно логия Труд(те хнолог ия) 5/2 Учебный проект 5/2 Учебный проект 6/2 Учебный проект 7/2 Учебный проект 7/2 Учебный проект 8/1 Учебный проект 9/1 Учебный проект Физи ческа я культ ура Физиче ская культур а 5/2 Диффере нцирова нный зачет 5/2 Диффере нцирова нный зачет 6/2 Диффере нцирова нный зачет 7/2 Диффере нцирова нный зачет 7/2 Диффере нцирова нный зачет 8/2 Диффере нцирова нный зачет 9/2 Диффере нцирова нный зачет Осно вы безо пасн ости и защи ты Роди ны Основы безопа сности и защиты Родин ы 8/1 тестиров ание 9/1 тестиров ание Итого 30 30 32 33 33 34 35 - - Часть, формируемая участниками образовательных отношений информатика 5/1 Контрол 5/1 Контрол 6/1 Контрол - - ьная работа ьная работа биология - - - - география - - 5/1 Итоговое тестиров ание ОБЗР 5/1 ьная работа - - 7/1 Итоговое тестиров ание 7/1 тестиров ание предпрофильная подготовка ЭК «Биология и жизнь» ЭК «Введение в химию» 7/1 7/0,5 Итоговое тестиров ание Итоговое тестиров ание 7/0,5 предпрофильная подготовка - ЭК «Информатика плюс»/«Человек и общество»/«Геогр афический мир»/ «Химия в медицине»/ «Биология и жизнь» 8/2 предпрофильная подготовка - ЭК «Информатика плюс»/«Человек и общество»/«Геогр афический мир»/ «Решение Итоговое тестиров ание 9/1 расчетных задач по химии»/ «Биология и жизнь» Всего часов 32 32 33 35 35 36 36 Тестиров ание (в форматт е ОГЭ) План внеурочной деятельности для обучающихся 5-9-ых классов МБОУ СОШ ст. Терской на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей организации. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В школе осуществляется образовательная деятельность в соответствии с образовательными программами образования. Основными задачами этого этапа являются: - раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; - формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; - выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно– познавательной деятельности. Внеурочная деятельность,осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной иэкологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий– школа. Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 5-9-ых классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО, включает три первых направления. 1. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» Реализуются через дискуссионный клуб«Разговор о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются в рамках программы «Учимся для жизни». Цель программы «Учимся для жизни»-облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приемам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества, функциональную грамотность. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся, реализуются через программу «Россия – мои горизонты». Цель курса «Россия-мои горизонты»: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий. Целью программы является оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Вариативная часть для обучающихся 5-9-ых классов в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО включает остальные направления. 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через программы дополнительных индивидуальных занятий «Работа со слабоуспевающими/одаренными детьми», «Подготовка к ГИА» и программы дополнительного образования Центра «Точка роста»: «Химия вокруг нас», «Биология в руках детектива», «Первые шаги в медицину», «Физика Шредингера», «Роботы ДВА». А также через программу «Осетия- моя история». «Работа со слабоуспевающими/одаренными детьми» Содержание данной программы создаѐт условия для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики и других предметов: развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. «Подготовка к ГИА» Дополнительные занятия по подготовке к ГИА. Цель:создание условий для успешной подготовки, организации и проведения ГИА в 2024-2025 учебном году. Ожидаемые результаты: - успешное прохождение государственной итоговой аттестации каждым выпускником; - результаты государственной итоговой аттестации соответствуют потенциальным возможностям обучающихся. Цель программы «Химия вокруг нас» - расширить кругозор учащихся с помощью различных методов познания окружающей природы. Задачи: 1. продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся; 2. систематизировать знания учащихся по химии и биологии через формирование навыка решения практико-ориентированных задач; 3. подготовить школьников к более глубокому усвоению курса химии и биологии в старших классах 4. развивать умение самостоятельно осуществлять химико-биологические эксперименты, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для достижения безопасности, как собственной жизнедеятельности, так и безопасности окружающей среды. 5. сформировать представление о современных профессиях, связанных с биологией и химией. Программа«Биология в руках детектива» направленанаформированиеуучащихся56классовинтересакизучениюбиологии,развитиепрактическихумений,применениеполученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.Надополнительныхзанятияхпобиологиив56классахзакладываютсяосновымногихпрактических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующихкурсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиесядолжны усвоить на уроках «Биологии» в 5 класса достаточно велико, поэтому внеурочнаядеятельностьбудетдополнительнойвозможностьюдлязакрепленияиотработкипракти ческихуменийучащихся.Программаспособствуетознакомлениюсорганизациейколлективногоии ндивидуальногоисследования,обучениювдействии,позволяетчередоватьколлективнуюииндиви дуальнуюдеятельность.Теоретическийматериалвключаетвсебявопросы,касающиесяосновпроек тно-исследовательскойдеятельности,знакомствасо структуройработы. Цель занятий: создание условий для успешного освоения учащимися практическойсоставляющей школьнойбиологиииосновисследовательской деятельности. Задачизанятий: формированиесистемынаучныхзнанийосистемеживойприродыиначальныхпредставлени й о биологическихобъектах, процессах,явлениях,закономерностях; приобретениеопытаиспользованияметодовбиологическойнаукидляпроведениянесложны хбиологическихэкспериментов; развитиеуменийи навыковпроектно–исследовательской деятельности; подготовкаучащихсяк участиюволимпиадномдвижении; формированиеосновэкологическойграмотности. Приорганизацииобразовательногопроцессанеобходимообратитьвниманиенаследующие аспекты: созданиепортфолиоученика,позволяющееоцениватьеголичностныйрост;использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критическогомышления,технологияпроблемногообучения,технологияобучениявсотрудничеств е,методпроектов); организация проектной деятельности школьников и проведение миниконференций,позволяющихшкольникампредставитьиндивидуальные(илигрупповые)проектып овыбранной теме. Программа «Первые шаги в медицину»является курсом по профессиональному самоопределению в области медицины и рекомендована для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Курс знакомит учащихся с миром медицинских профессий. А также с основными понятиями и дисциплинами, изучаемыми в медицине; формирует знания и умения необходимые не только для медработников, но и для каждого человека; формирует правильное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни. Цель: Создание условий для духовно-нравственного воспитания, профессионального самоопределения и формирования личностно-ориентированной компетенции учащихся. Задачи: Формировать понятие учащихся о нравственных качествах необходимых при выборе медицинских профессий. Формировать у учащихся понятие о здоровом образе жизни: отказ от вредных привычек и занятия самосовершенствованием. Углублять знания учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, профилактике заболеваний и правилах оказания первой помощи Цели программы «Физика Шрёдингера»- формирование целостного представления о мире, основанного наприобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации. Задачи: - способствовать самореализации учащихся в изучении конкретныхтем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики какнауки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитиепознавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований сиспользованием информационных технологий. - воспитание убежденности в возможности познания законовприроды, в необходимости разумного использования достижений науки и техники,воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементуобщечеловеческой культуры. - развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать снаучно-популярной литературой; развитие умений практически применять физическиезнания в жизни; развитие творческих способностей;формирование. Целью программы «Роботы ДВА»является развитие научно-технического и творческого потенциала личности ученика посредством обучения основам робототехнике и изучения основ конструирования и программирования.. Задачи: познакомить учащихся с базовым кругом специальных знаний в области робототехники согласно программе: принципами и возможностями конструирования, проектирования, программирования объектов техники на базе набора Arduino; формировать и расширять кругозор учащихся в области робототехники, способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств; обучить приемам коллективного проектирования, конструирования и программирования объектов техники согласно программе с использованием набора Arduino; выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов; обучить принципам сборки схем на макетных платах; обучить основам программирования в среде Arduino IDE; развитие конструкторских навыков; развитие логического мышления; развитие пространственного воображения; развивать познавательную активность учащихся посредством включение в проектную деятельность; развивать интерес учащихся к различным областям электроники, программирования и роботостроения; воспитание у детей интереса к техническим видам творчества; развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении; развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца; формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. Программа «Осетия- моя история» Рабочая программа элективного курса «Осетия - моя история» составлена в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта; Цель учебного курса– формирование систематических знаний по истории Осетии как неотъемлемой части истории Отечества, воспитание у подрастающего поколения базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и малой родины, формирование региональной и гражданской российской идентичности. Основныезадачиучебногокурса: - раскрыть основные этапы и ключевые события истории родного края в ее неразрывной связи с общероссийской историей; - способствовать развитию и воспитанию личности учащихся, способных к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего родного края и малой родины, активно и творчески применяющих исторические знания в учебной и социальной деятельности; - показать достижения предшествующих поколений, их вклад в экономическое, социальное, культурное и духовное развитие малой родины и России; - способствоватьосмыслениюролиОсетиивисторииРоссии; - содействовать формированию интереса учащихся к истории родного края, к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений; - помочь учащимся закреплять умения и навыки самостоятельно адаптировать и оценивать исторические события и явления, аргументировать свои суждения, опираясь на знание региональной истории; - создать условия для приобретения опыта разнообразной деятельности (коллективной и индивидуальной). Опыта вовлечения в самостоятельную исследовательскую работу, активного участия в деятельности музеев, в разнообразных историко-краеведческих проектах; - содействовать укреплению преемственности и связи поколений на материалах истории, культуры и духовного богатства родного края. 5.Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии развитии способностей и талантов- это программы дополнительного образования: ШСК «Форсаж» «Баскетбол»,«Волейбол», «Шахматное королевство», «Юный турист», «Театральные ступеньки», «ИЗО-студия», школьный хор «ГолосОК». Цель программ «Форсаж» «Баскетбол»,«Волейбол»:формированиегармоническиразвитой,активнойличности,сочетающейвсебе духовноебогатство,моральнуючистотуифизическоесовершенство. Задачи: -расширениепредставлениядетейофизическойподготовке, -формированиенавыковздоровогообразажизни; -развитие физических качеств личности – быстроты, ловкости, выносливости, подвижности; Цель программы «Шахматное королевство» : создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: -познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; -помочь овладеть приемам и тактики и стратегии шахматной игры; -научить воспитанников играть шахматную партию с записью; -обучить решать комбинации на разные темы; -обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы; -научить детей видеть в позиции разные варианты. Основная цель программы«Юный турист» освоение воспитанниками основ спортивного и пешеходного туризма, помощь в выборе подростками и молодежью сферы применения своих сил. На занятиях в объединениях решаются следующие ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: · укрепление здоровья, закаливание организма, содействие правильному физическому развитию воспитанников; · обучение жизненно важным двигательным действиям; · формирование умений, необходимых для выживания в экстремальных ситуациях; · воспитание привычки к систематическим занятиям туризмом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений; · расширение у воспитанников представлений об историческом, экономическом и культурном развитии Моздокского района и Республики Северная Осетия-Алания и их природе; · развитие эстетического восприятия окружающей среды, экологическое воспитание учащихся; · воспитание у юных туристов добросовестного отношения к труду и общественной собственности, чувства долга, товарищества и взаимовыручки; · воспитание у юных туристов волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания; · получение и развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др. Программа «Театральные ступеньки» своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слышать других, направить к развитию через творчество и игру. Ведь игра – непременный атрибут театрального искусства, вместе с тем она позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всѐ это возможно 4 осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в начальной школе. Программа относится к программам общекультурной направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Цель программы «Театральные ступеньки»: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением; воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Программа«ИЗО-студия» Содержание программы «ИЗО-студия»нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка «ИЗО» способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Занятия в детском объединении предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Целью данной программы является: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором. Школьный хор «ГолосОК» Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации. Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности, - программа «Музейное дело», «Юнармейский отряд», «Вместе с РДШ». Цель программы«Музейное дело» - помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен. Задачи программы: - знакомство с историей музейного дела и с музеем школы, станицы, города, развитиеспособностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности; развитие самостоятельности и инициативы; составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога; исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей; интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне; воспитание патриотизма, гражданственности; формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого; способствование формированию коммуникативной культуры; развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности; совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства. «Юнармейский отряд» Цельпрограммыюнармейскийотряд: Создание условий для формирования гражданско - патриотических качеств личности учащихся, воспитание чувства патриотизма, товарищества,ответственности. Задачи: Развиватьчувствоуважениякстаршемупоколению. Вовлекатьучащихсявсоциальнозначимуюдеятельность,направленнуюнамилосердие,благотв орительность,волонтерскуюработу.Повыситьуровень знаний,умений инавыковпо начальнойвоенной подготовке. Пропагандироватьздоровыйобразжизни,укреплятьфизическуюзакалкуивыносливость.Содействоватьр азвитиюактивнойгражданской позицииподростков. Цель программы «Вместе с РДШ»: формирование системы ценностей личности учащихся путём включения в деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Задачи: ● сформировать представление о детском движении в России; ● формировать систему знаний о направлениях и содержании деятельности РДШ; ● способствовать формированию мировоззрения, основанного на научной основе и гуманистических взглядах; ● развивать компетенции в сфере информационно-коммуникационных технологий; ● развивать аналитическое мышление, способность к систематизации и обобщению полученных знаний; ● развивать интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности личности, стимулировать творческую и социальную активность обучающихся; ● развивать способность самостоятельно определять и отстаивать свои взгляды, позиции, принимать решения и нести за них ответственность; ● развивать рефлексию - способность осознанно оценивать процесс и результаты собственной и коллективной деятельности; ● развивать способность к самоорганизации и самообразованию; ● содействовать становлению гражданственности и социальной ответственности; ● формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни; ● способствовать формированию медиакультуры; ● воспитывать чувство коллективизма. 1700 – максимальное количество часов внеурочной деятельности за уровень обучения. Родители (законные представители) обучающихся с учетом мнения самих обучающихся выбирают курсы внеурочной деятельности из перечня, предложенного организацией в части, формируемой участниками образовательных отношений. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, возможно сокращение количества часов внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности для обучающихся 5-9-ых классов МБОУ СОШ ст. Терской на 2024 –2025 учебный год Направления внеурочной деятельности Название рабочей программы Часть, рекомендуемая для всех обучающихся «Разговор о важном» 1. Информационно просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся «Учимся для жизни» (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность) «Россия-мои горизонты» 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Форма организации Дискуссион ный клуб интенсив час общения Подготовка к ГИА интенсив «Учись учиться» индивидуаль ные занятия Центр «Точка роста». «Химия вокруг нас» Центр «Точка роста». «Биология в руках детектива» 5а/к 5б 6а 6б 7а/к 7б 8а 8б 9а 9б итог о 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 4 1 1 1 1 1 4 1 6 1 1 1 1 Центр «Точка роста». «Первые шаги в медицину» Центр «Точка роста». «ФизикаШредингера» 1 1 1 1 Центр «Точка роста». «Роботы ДВА» 1 1 «Осетия – моя история» Медиацентр «ОБЗОРnews» 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,4 0,4 4 1 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления ,на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Школьный спортивный клуб «Форсаж». Баскетбол. ШСК «Форсаж». Волейбол. секция «Шахматное королевство» секция 1 1 2 1 1 2 1 1 «Юный турист» «Театральные ступеньки» кружок кружок 1 «ИЗО-студия» кружок 1 «ГолосОК» хор «Музейное дело» кружок Юнармейский отряд Клуб Вместе с РДШ Работа по реализации проекта 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 5 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности проводится один раз в год в сроки, определенные календарным графиком. Формы промежуточной аттестации определены на педагогическом совете образовательной организации. Курс Форма промежуточной аттестации 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс «Разговоры о важном» Собеседовани Собеседовани Собеседовани Собеседовани Собеседование е е е е «Учимся для жизни» Практическая Практическая Практическая Практическая Практическая (функциональная работа работа работа работа работа грамотность) «Россия-мои горизонты» Интеллектуал Интеллектуал Интеллектуал Интеллектуал Интеллектуаль ьная игра ьная игра ьная игра ьная игра ная игра Подготовка к ГИА «Учись учиться» Центр «Точка роста». «Химия вокруг нас» Центр «Точка роста». «Биология в руках детектива» Центр «Точка роста». «Первые шаги в медицину» Тестирование Тестирование в в формате формате ОГЭ ОГЭ Проверочная работа Интеллектуал ьная игра Центр «Точка роста». «ФизикаШредингера» Центр «Точка роста». «Роботы ДВА» «Осетия – моя история» Медиацентр «ОБЗОРnews» Школьный спортивный клуб «Форсаж». Баскетбол. ШСК «Форсаж». Волейбол. «Шахматное королевство» «Юный турист» Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Защита проекта Итоговый доклад Защита проекта Защита проекта Итоговый доклад Защита проекта Защита проекта Итоговый доклад выпуск газеты выпуск газеты выпуск газеты турнир турнир Интеллектуал ьная игра Итоговый доклад турнир турнир турнир Шахматный турнир Шахматный турнир Туристически й слет «Театральные ступеньки» спектакль «ИЗО-студия» Выставка рисунков Отчетный концерт Школьный хор «ГолосОК» «Музейное дело» Защита проекта спектакль Выставка рисунков Отчетный концерт Юнармейский отряд Защита проекта Защита проекта Вместе с РДШ Отчет о работе Отчет о работе Туристически й слет спектакль Выставка рисунков Отчетный концерт выставка Отчет о работе Отчетный концерт выставка Защита проекта Защита проекта Отчет о работе Отчет о работе