ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план предпрофильного кадетского казачьего класса казачьей направленности (6 «А»)Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени ДзембатаТоховичаБузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени ДзембатаТоховичаБузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школы имени ДзембатаТоховичаБузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияначинается 01.09.2023 и заканчивается 25.05.2024. Продолжительность учебного года в предпрофильном кадетском казачьем классе казачьей направленности (6«А»)составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся предпрофильного кадетского казачьего класса казачьей направленности (6 «А») проводятся по 6-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет вв 6 классе – 33 часа. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе имени ДзембатаТоховичаБузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Аланияязыком обучения является русский язык. По заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ. При изучении предметов английский язык, технология осуществляется деление учащихся на подгруппы. Региональной спецификой учебного плана является изучение учебных предметов: Преподавание «Истории Осетии» осуществляется на основе рабочей программы учебного курса «История России» в 6 кл.В курсе «История России» из общего объема часов (40-44 часа) на региональный компонент выделяется 4 часа учебного времени. Темы по региональной истории изучаются после прохождения соответствующих или хронологически близких учебных тем федерального курса истории России. Также предполагается выделение региональной тематики внутри содержания учебных предметов в виде отдельных тем при изучении литературы, биологии, ИЗО, музыки, физической культуры, технологии. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы имени ДзембатаТоховичаБузоева станицы Терской Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания. На основании Положения о формах, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихсягодовая и переводная промежуточная аттестация обучающихся 5-9-х классов проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики и представлена в таблице: Учебные предметы Русский язык 6 класс Диктант с грамматическим заданием Литература Родной язык Тестирование Контрольное списывание Иностранныйязык Контрольнаяработа Математика Контрольная работа Информатика Контрольнаяработа История. Всеобщая история Итоговое тестирование География Итоговоетестирование Биология Итоговоетестирование Музыка Изобразительноеискусство тестирование Практическаяработа(итог.рисунок) Технология Проектная работа Физическая культура Дифференцированный зачет ОДНКНР Тестирование Метапредметные результаты Защита проекта Во избежание дублирования оценочных процедур выставление отметок по результатам проведения промежуточной аттестации осуществляется в форме всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в качестве итоговых контрольных работ по следующим учебным предметам: • в 6 классе по учебным предметам: русский язык, математика, история, география, биология, обществознание. Дифференцированный зачет - это зачет, по результатам которого ставится оценка; Итоги годовой промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по которым она проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в отдельном столбце. Недельный учебный план предпрофильного кадетского класса казачьей направленности (6 «А») МБОУ СОШ ст. Терской на 2023-2024 учебный год Предметная область Русский язык и литература Родной язык литература и родная Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Учебный предмет Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный республики Российской Федерации Родная литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности 6а язык Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной Основы духовно-нравственной культуры народов культуры народов России России Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса информатика Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 6 3 3 0 3 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 0 1 32 1 1 33 34 1122 Недельный план внеурочной деятельности предпрофильного кадетского класса казачьей направленности (6«А») МБОУ СОШ ст. Терской на 2023-2024 учебный год № предмет 1. 2. 3. 4. Строеваяподготовка Уставкадета Шермиции Основы православной культуры. История Терского казачества. 5. 6. 7. Хор «Казачий задор» Основы безопасности Всего в неделю: Количествочасов в неделю Первый год обучения 3 1 2 1 1 1 9 План внеурочной деятельности предпрофильного кадетского класса казачьей направленности (6 «А») МБОУ СОШ ст. Терской на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОСООО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В школе осуществляется образовательная деятельность в соответствии с образовательными программами образования. Основными задачами этого этапа являются: раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещѐ целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В школе реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно– познавательной деятельности. Направленность План внеурочной деятельности кадетского класса казачьей направленности (6 «А») имеет социально-педагогическую направленность (военно-патриотический профиль). Актуальность К началу III тысячелетия возрожденное казачество, в поисках смысла своего существования, обратилось к своей внутренней сути. Если раньше, в 1990-е годы, вопросы казачьей культуры, духовности, традиций, преемственности поколений считалось второстепенными, то сегодня именно они выходят на первый план. В последнее время региональные власти, а также педагогическая общественность в качестве альтернативы кризисным процессам в духовно-нравственной среде молодого поколения, росту детской преступности и безнадзорности, наркомании, ухудшению состояния здоровья молодежи, обращают внимание на культурно-исторические традиции казачества как субэтноса русского народа. В условиях дополнительного образования все большую актуальность приобретает военнопатриотическое воспитание молодежи, основанное на традиционной многовековой культуре Российского казачества, в том числе Терского казачества. Вместе с тем, осуществляемая в рамках казачьих образовательных учреждений военная подготовка имеет ряд недостатков, негативно отражающихся на качестве решаемых педагогических задач. Существующее унифицированное программно-методическое обеспечение не позволяет в полной мере учитывать региональные условия, этнические, социокультурные и другие традиции казачества. Предлагаемая программа призвана содействовать решению эти проблемы. Отличительная особенность План внеурочной деятельности предпрофильногокадетского класса казачьей направленности (6 «А») МБОУ СОШ ст. Терскойразработан на основе традиций Терского казачества, с учётом региональных традиций казачества. План ВУД способствует расширению кругозора и прохождению военной подготовки учащихся по следующим направлениям: −духовно-нравственное и патриотическое воспитание; −изучение истории казачества, Вооруженных Сил России; −художественно-эстетическое воспитание; −физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа. Составлен с уклоном на военно-историческую, начальную военную и военно-прикладную подготовку. Второй год обучения обеспечивает получение обучающимися кадетского класса казачьей направленности (6 «А») начальных знаний: знакомство кадетов с традициями, трудом, жилищем казаков; изучение внутреннего устава ККК, православной культуры, шермиций, хорового пения и основ безопасности. На этом этапе происходит создание и формирование классного коллектива, привитие с раннего возраста навыков четкой организации своей деятельности в соответствии распорядком дня: построение, приветствие, перемещение в строю. Педагогическая целесообразность В настоящее время очень важно социализировать подрастающее поколение. Данная программа призвана воспитывать гражданско-патриотические, нравственные качества личности, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, физического развития, подготовке к защите Отечества. Принципы реализации: −гуманистическое начало, многообразие и вариантность форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков; −приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; −непрерывность образования и воспитания; −воспитывающее обучение; −учет специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни; −обеспечение обучающимся комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения; Участники образовательного процесса Участниками образовательного процесса являются дети 12-13 лет, годные по состоянию здоровья к занятиям, а также атаман казачьего общества, офицеры казачьего общества (по согласованию), педагоги дополнительного образования и родители обучающихся. В ККК по заявлению родителей принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетском классе. Количество обучающихся в ККК определяется с учетом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса. Наполняемость взвода – не более 26 человек. Объём и режим занятий Вовторой год обучения - занятия проходят 5 раз в неделю по 2 часа. Всего 180 часов. Занятия в ККК проводятся во второй половине. Продолжительность одного занятия (академический час) – 40 минут. Режим занятий: 12.40 –13.00– обед 13.00– 13.30 – прогулка 13.30 – 14.10 – первое занятие, перемена 10 мин 14.20 – 15.00 – второе занятие, перемена 10 мин 15.10 – 17.00 – самоподготовка 17.00 – уход домой Учебные нагрузки не могут превышать установленные СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21, а количество часов, отведенное в учебном плане на отдельный предмет, не должно быть меньше уровня, установленного учебным планом. Формы обучения Форма обучения – очная, используются групповые, мелкогрупповые и индивидуальные формы работы. Уровень подготовки каждого года обучения определяются начальной, промежуточной и итоговой аттестациями. Виды занятий 1. Рассказ, рассказ-беседа. 2. Диалоги. 3. Практический показ, тренировка. 4. Тесты. 5. Демонстрация учебных фильмов. 6. Игры. 7. Спортивныеупражнения. 8. Спортивныесоревнования. 9. Военно-спортивныесоревнования 10. Учения. Сборы Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности. 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся. 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. 5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий– школа. Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО, включает три первых направления. 1. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Реализуются через классные часы «Разговор о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и ,ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются в рамках программы«Учимся для жизни». Цель программы «Учимся для жизни»-облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приѐмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать информационные качества, функциональную грамотность. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся-«Я в мире профессий». Цель курса «Я в мире профессий»: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий. Вариативная часть для обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО включает остальные направления. Реализация регионального проекта предпрофильного кадетского класса казачьей направленности (6 «А»): 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через Программу «История Терского казачества» связана с реализацией социокультурных потребностей обучающихся. Данная программа по преподаванию истории казачества, в том числе казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности целей и задач нравственного, патриотического и художественно эстетического воспитания. Цели программы - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота на основе изучения исторически сложившихся традиций дал казачества и методов духовно-нравственного, гражданского и военно-патриотического воспитания 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии развитии способностей и талантов- «Строевая подготовка». Программа курса внеурочной деятельности «Строевая подготовка» для предпрофильного кадетского класса казачьей направленности (6 «А») рассчитана на 102 часов в год, по 3 часа в неделю и выполняет функции приобщения детей к разнообразным социальным и спортивнооздоровительным видам деятельности, расширения коммуникативного опыта, организации детского досуга и отдыха. Содержание курса «Строевая подготовка» направлено на воспитание интереса к служению Отечеству, развитию наблюдательности, умения работать в команде, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках ОБЖ и физической культуре. Цель курса: формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. практических умений и навыков в области обороны государства; военно-профессиональных интересов и мотивов; знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам кадетов-учащихся; военно-профессиональной ориентации; способностей осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии; психологической готовности к военно-профессиональной деятельности; личных духовных и физических качеств, физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации; умения анализировать свое поведение в повседневной жизни; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности; жизненной позиции кадета; типичных видов деятельности для данного профиля, дать возможность проявить себя и добиться успеха. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности через реализацию программ «История Терского казачества», «Основы православной культуры» и «Шермиции», «Устав Терского казачества». Программа «История Терского казачества» направлены на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает сильнейшее воспитывающее воздействие. Данная программа призвана помочь создать условия для развития информационнокоммуникативных компетентностей обучающихся; расширить знания о прошлом и настоящем Терского казачества, полнее ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой Родины. Очевидно, что казачий класс способен обеспечить эффективную социальную адаптацию детей и подростков, поскольку казачьи традиции– это та воспитывающая культурно-историческая и ценностносмысловая среда, насыщенная общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, воинскими символами и ритуалами, способствующая формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем. Интеграция основного, дополнительного образования и институтов социализации - основа инновационного развития российского общества, становления современных поколений людей, мотивами и смыслами деятельности которых станет любовь к Родине, ответственность за результаты своей деятельности, готовность к созиданию будущего. Цель : трансформация созданного в МБОУ СОШ ст.Терскойкультуро-созидательного пространства в современное культуро-образовательное на основе краеведческого материала и казачьих традиций, создание единого такого уклада школьной жизни, который способствует социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию обучающихся предпрофильного кадетского класса казачьей направленности на основе духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского казачества. Программа «Основы безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Основы безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Цель: овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья. План внеурочной деятельности предпрофильного кадетского класса казачьей направленности (6 «А») МБОУ СОШ ст.Терской на 2023-2024учебный год Направления внеурочной деятельности Название рабочей программы Форма организац ии 6а Ито го «Разговор о важном» Классный час 1 1 «Учимся для жизни» метапредмет ный кружок 1 1 «Я в мире профессий» Классный час 1 1 История Терского казачества. Основы православной культуры Строевая подготовка занятие 1 1 занятие 3 3 2 2 1 1 1 1 1 1 Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1. Информационно - просветительские занятия патриотической,нравственнойиэкологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность) 3.Занятия,направленныенаудовлетворениепрофориентационны х интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социальноориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию Шермиции Хор «Казачий задор» Основы безопасности Устав кадета спортивные игры занятие Занятие занятие совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности